Вот сценарий, который не даст вам ночью уснуть. Северная Корея проводит испытание ядерного оружия. Япония, Южная Корея и Тайвань задумываются над тем, что и им нужна ядерная бомба. Тем временем, ближневосточные соседи Ирана начинают задаваться вопросом: может быть, не стоит ждать, когда Тегеран обзаведется ядерным оружием, и прямо сейчас запустить собственные ядерные программы?
Поэтому администрация Буша и другие ключевые игроки должны сделать все возможное, чтобы уговорить Северную Корею отойти от края ядерной пропасти - а затем удержать Пхеньян на безопасном от этой пропасти расстоянии.
Прошло много месяцев с тех пор, как переговорщики сидели за столом переговоров. А две наиболее влиятельные в данном вопросе страны - Китай и Соединенные Штаты Америки считают, что легче принизить серьезность существующей угрозы, чем делать все необходимое для лечения несомненного сумасшествия Пхеньяна.
Что касается Китая, то Пекин должен недвусмысленно предупредить это давно находящееся в полной зависимости от него государство: за ядерными испытаниями неизбежно последует немедленное и болезненное сокращение китайских субсидий и помощи. А президент Буш тоже должен взять на себя однозначные обязательства в том, что Соединенные Штаты не будут предпринимать попыток свержения северокорейского правительства - если оно откажется от своей программы ядерного оружия.
Эксперты все еще спорят по поводу того, удалось ли Китаю заставить северных корейцев сесть за стол переговоров - прекратив на время подачу нефти или сократив финансовую помощь. Нет сомнений в том, что рычаги давления у Пекина имеются. Но китайские авторитарные власти настолько зациклены на сохранении статус-кво, и так нервничают по поводу возможной необходимости размещать и кормить корейских беженцев, что они всячески стараются избежать применения таких рычагов. Вместо этого руководители Китая говорят, что Пхеньян, возможно, и не создавал ядерное оружие, а если и создал, то никогда не станет его использовать. Это то, что мы называем запирательством. Пекин больше не может себе позволить такой роскоши.
Бушу пора уже прекратить собственные сомнения по поводу того, что лучше: вести с Ким Чен Иром переговоры или просто свергнуть его. Вполне возможно, что у Северной Кореи самое эксцентричное, жестокое и закрытое руководство в мире. И у нас нет возможности узнать, готов ли "дорогой товарищ Ким" вообще вести торг по вопросу отказа от своей ядерной программы. Но нынешнему Белому Дому нужно испытать его. В своем последнем обоюдовыгодном предложении Буш согласился предоставить Пхеньяну ряд стимулов в области экономики и безопасности, но затем сам нанес по своему предложению удар, введя новые санкции против банков Северной Кореи. С тех пор Пхеньян отказывается возвращаться за стол переговоров.
Наблюдая за этим ядерным домино, вы получите еще один повод для бессонницы. В поисках денег Северная Корея хорошо научилась продавать что угодно и кому угодно: фальшивые доллары, контрабандные сигареты, баллистические ракеты. Может быть, в этот список вскоре попадет и плутоний?
Опасность вполне реальна. Сейчас необходимы реальное давление и реальная дипломатия, чтобы вывести Северную Корею из ядерного бизнеса. И сделать это лучше еще до того, как ядерные испытания продемонстрируют потенциальным покупателям, как хорошо действует это оружие.