Южно-Сахалинск, Россия - Более десяти лет Дмитрий Лисицын в одиночестве и безуспешно ведет войну за спасение лосося и серых китов от мировых нефтяных гигантов, стремящихся превратить пасторальный остров Сахалин в промышленный узел Азии.
Теперь Лисицын получил полную поддержку со стороны неожиданного союзника в деле охраны окружающей среды: российского правительства.
Власти, которые раньше нисколько не интересовались экологическими инициативами Лисицына, воспользовались ими для того, чтобы застопорить реализацию гигантских проектов компаний Royal Dutch Shell и Exxon Mobil на Сахалине, безмятежном острове у берегов Сибири, необыкновенно богатом нефтью и газом. Но необычная задержка в разработке проекта является лишь очередным ходом в споре между крупными нефтяными компаниями и Кремлем, желающим как можно дешевле получить обратно энергетические активы, проданные иностранцам в ту пору, когда цены на нефть были низкими.
В отличие от президента Венесуэлы Уго Чавеса (Hugo Chavez) или боливийского лидера Эво Моралеса (Evo Morales), который недавно использовал войска для захвата газовых месторождений, Кремль использует более изощренные методы - хотя, с точки зрения нефтяных компаний, не менее коварные.
В настоящее время Exxon Mobil ведет спор с Кремлем об отправке первого танкера с нефтью, добытой на месторождении 'Сахалин-1' (стоимость проекта составляет 17 млрд. долларов). Предполагалось, что экспорт начнется в первую неделю октября, но на конференции, состоявшейся 28 сентября, российские чиновники дали понять, что отгрузка будет отложена до проведения экологической проверки. Exxon Mobil требует отправки танкера по плану.
Танкер должен доставить нефть в одну из новейших энергетических провинций Азии; часть нефти также отправится в Калифорнию, создав альтернативу поставкам с Ближнего Востока, что является целью энергетической политики Буша.
[Вчера танкер 'Виктор Титов' все еще стоял у терминала Де-Кастри на берегу Татарского пролива. Поздно вечером компания Exxon Mobil сообщила, что производится проверка терминала и требуются новые разрешения властей. Ее представители отказались от комментариев на тему возможной даты выхода танкера в море.]
Еще более важной целью стал концерн Shell и его проект 'Сахалине-2' стоимостью 20 млрд. долларов, являющийся крупнейшей иностранной инвестицией в России и крупнейшим в мире нефтегазовым проектом. Власти также обратили внимание на сибирские месторождения ВР и проект французской компании Total на севере России.
По словам аналитиков нефтяного рынка, российские власти в настоящее время используют природоохранное законодательство для ослабления позиций крупнейших иностранных инвесторов - точно так же, как они использовали налоговый кодекс для ослабления нефтяной компании ЮКОС - некогда крупнейшей в России. ЮКОС был объявлен банкротом в результате избирательного применения правительством налоговых норм.
После того, как основное производственное звено ЮКОСа перешло государственной компании 'Роснефть', Кремль усилил контроль над энергетической отраслью страны, что будет иметь широкие последствия для мирового предложения нефти. Летом этого года Россия стала крупнейшим в мире производителем нефти, обогнав Саудовскую Аравию.
'Официальная риторика становится все более резкой и не сулит ничего хорошего зарубежным нефтяным компаниям, работающим в России, - сообщил недавно инвесторам директор московского представительства Goldman Sachs Рори Макфаркуар (Rory MacFarquhar). - Мы продолжаем считать, что эта кампания направлена на то, чтобы зарубежные инвесторы приняли российские компании в свои проекты в качестве равноправным или даже старших партнеров, вероятно, ничего не получив взамен'.
Реализация проекта Shell застопорилась, поскольку регулирующие органы отозвали разрешение по проекту 'Сахалин-2'. Это решение будет введено в силу после второй экологической экспертизы, которую планируется завершить 25 октября.
Этой осенью власти оказывают давление на все пять западных нефтяных инвестиций в Россию, в которых российское правительство не имеет контрольного пакета: 'Сахалин-2', 'Сахалин-1', совместное предприятие ВР 'ТНК-ВР', Харьягинское месторождение, принадлежащее компании Total, и Каспийский трубопроводный консорциум, транспортирующий среднеазиатскую нефть по территории России.
Этим летом даже российская 'Независимая газета' отметила, что начинается 'сезон охоты' на зарубежные инвестиции в энергетической сфере.
[В среду посол Британии в России Энтони Брентон назвал эти действия 'серьезным ударом по репутации России делового партнера и поставщика энергетических ресурсов'].
Неожиданно озаботившись экологией, власти устроили представление с участием заместителя главы 'Росприроднадзора' Олега Митволя, который недавно провел для журналистов, дипломатов и экологов экскурсию по проекту Shell.
Во время этого тура Митволь возмущенно демонстрировал грязный склон горы на месте прохождения трубопровода Shell. Указывая на перевернутые деревья, он сказал, что, по его мнению, именно от загрязнения погибли рыбы, плававшие животами вверх в ручье. Он рассказывал о 'мутанте', которого ему показали водолазы - морской звезде с тремя конечностями вместо пяти. В какой-то момент его помощник привычным жестом бросил окурок в Тихий океан, в то время, как Митволь разглагольствовал о вторжении Shell в Анивский залив.
Он заявил, что работы, проводимые операционной компанией "Сахалин Энерджи", приводят к эрозии берегов водоемов, где нерестятся лососи. Он также обвинил компанию в незаконном сбросе грунта в залив и рубке деревьев в парке.
'С этой компанией мы подписали соглашение о добыче нефти и газа, - заявил Митволь. - Извините меня, но рубка деревьев в заповеднике - это что-то другое'.
Митволь, отвечавший на вопросы журналистов на грязной площадке в зоне прохождения нефтепровода, заявил, что Shell, возможно, придется заплатить до 50 млрд. долларов штрафа, если компания хочет остаться в России. Позже он уточнил, что эта цифра - лишь примерная оценка. Он также пригрозил 'возбудить уголовное дело по каждому срубленному дереву'.
'Гринпис', Международный фонд защиты животных и организация Лисицина 'Экологическая вахта Сахалина' поддерживают обвинения Митволя, которые, по их словам, отражают их жалобы, много лет игнорировавшиеся правительством.
Компания 'Сахалин Энерджи' отвергла обвинения Митволя. 'Хотя в ходе реализации проекта возникли существенные экологические вызовы, мы твердо убеждены в том, что на них был дан надлежащий ответ', говорится в заявлении компании. По словам аналитиков, претензии регулирующих ведомств - это плохо замаскированная попытка пересмотреть условия многомиллиардных контрактов, подписанных в 1990-е годы. 'С городскими властями не воюют, что уж говорить о Кремле', - говорит главный аналитик Альфа-банка Кристофер Уифер (Christopher Weafer).
Условия соглашений о разделе продукции, действующие в отношении нефтяных проектов Shell и Exxon, были выработаны десять лет назад. В то время цена на нефть составляла около 15 долларов за баррель. В соответствии с этими соглашениями правительство не облагает компании налогами, получая вместо этого долю нефти, но только после того, как компании окупят свои первоначальные инвестиции.
В прошлом году Shell вдвое увеличила ожидаемый уровень затрат до 29 млрд. долларов, а Exxon Mobil подняла свою оценку на 30 процентов до 17 млрд. долларов, объясняя это ростом цен на сталь и завышенным курсом рубля. В обоих случая правительству придется еще много лет ждать первой прибыли. Неудивительно, что оно отвергло эти оценки, и отсюда - конфликт.
['Было ясно, что Россия никогда на это не согласится', - заявил в среду главный экономический советник президента Владимира Путина Андрей Дворкович, комментируя новые оценки стоимости проекта 'Сахалин-2'].
Тем временем, российская компания 'Газпром' ведет переговоры о выкупе 25 процентов акций проекта Shell, но пока безуспешно. Shell объявила о повышении издержек в июле 2005 г., всего через неделю после подписания предварительного соглашения об обмене активами с 'Газпромом'.
'Газпром', стремящийся установить монополию на экспорт российского газа в Азию, хотел получить право вето в совете директоров и право голоса при принятии решений о рынках, ценах и стратегии. В соответствии с предыдущей хартией операционной компании Shell, 25 процентов плюс одна акции давали бы 'Газпрому' такое право.
Но за несколько дней до подписания соглашения, Shell и ее японские партнеры Mitsubishi и Mitsui изменили хартию, увеличив процент акций, дающий право вето. Так утверждает юрист, видевший документы. 'Газпром' не был проинформирован об изменениях вплоть до подписания, что рассердила могущественную компанию.
'Это просто вывело их себя', - говорит юрист, пожелавший остаться неизвестным, поскольку он не уполномочен публично обсуждать сделку.
[Как сообщило во вторник агентство Reuters, руководители Shell, Mitsui и Mitsubishi должны встретиться на этой неделе в Лондоне для согласования своего ответа.]
Между тем, регулирующие органы занимаются сахалинским проектом Exxon Mobil стоимостью 17 млрд. долларов - в понедельник на терминал Де-Кастри должен прибыть Митволь. Кроме того, они угрожают отозвать лицензию на разработку газового месторождения в Сибири компанией ТНК-ВР, обосновывая это нарушениями природоохранного законодательства.
'Экологическое оружие - в этом смысле - позволяет российским властям оказывать давление на инвесторов и в то же время защищать благородное дело, - говорит Виталий Ермаков, директор по исследованиям отдела энергетики в России и каспийском регионе агентства Cambridge Energy Research Associates. - В шахматах каждый хороший ход может быть и оборонительным и наступательным. Русские очень хорошо играют в шахматы'.