Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Самоцензура не поможет в борьбе с терроризмом

Сегодня каждый, кто осмеливается высказать непопулярное мнение, рискует стать жертвой насилия

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Чуть ли не каждый день мы сталкиваемся с новыми угрозами свободе самовыражения. Французский философ вынужден бежать и прятаться - на исламистских сайтах этому человеку угрожают смертью за статью во французской газете, где он заявил: если судить по содержанию Корана, пророк Мухаммед - 'наставник ненависти'.

Чуть ли не каждый день мы сталкиваемся с новыми угрозами свободе самовыражения. Французский философ вынужден бежать и прятаться - на исламистских сайтах этому человеку угрожают смертью за статью во французской газете, где он заявил: если судить по содержанию Корана, пророк Мухаммед - 'наставник ненависти'. Постановка моцартовского 'Идоменея' - там в какой-то момент на сцене появляются отрубленные головы (из пластмассы или папье-маше) Мухаммеда, Христа, Будды и Посейдона - исключают из репертуара Немецкой оперы в Берлине, потому что в местную полицию позвонил неизвестный и сообщил о возможности теракта. И все это произошло только за одну неделю!

Заглянув чуть дальше в прошлое, мы вспомним об убийстве голландского режиссера Тео Ван Гога (Theo van Gogh), беспощадном преследовании Аян Хирши Али [Ayaan Hirsi Ali - депутат голландского парламента, помогавшая Ван Гогу работать над фильмом 'Покорность' о положении женщин в исламском мире - прим. перев.] и Салмана Рушди (Salman Rushdie). В Британии одного активиста антифашистского движения избили после публикации его фотографии и адреса на ультраправом сайте Redwatch. Защитники животных грозят смертью ученым-медикам и членам их семей. Экстремисты-христиане угрожают руководству BBC за показ телеканалом мюзикла 'Джерри Спрингер: опера' ["Jerry Springer: The Opera" - по мнению верующих в спектакле в кощунственном виде изображены Христос и библейские сюжеты - прим. перев.]. Хватит, или продолжить?

'Фанатики без границ' наступают. И было бы неверно сводить все к 'войне с террором': противников у нас много, и исповедуют они разные идеи. Но если вы считаете, что нам не приходится вести борьбу с многоликим врагом, не менее опасным, чем тот, с которым мы столкнулись в 1930-х, значит вы живете в мире иллюзий. В первое десятилетие 21 века пространство свободомыслия начало сужаться, и - если мы не поднимемся на борьбу - этот процесс продолжится.

Свобода слова подрывается разными путями. Самый очевидный из них - это насилие или угроза насилия: 'Скажешь то-то или то-то, мы убьем тебя'. В наши дни этому весьма способствуют интернет, электронная почта и мобильная связь. Упомянутый мною французский философ - его зовут Робер Редекер (Robert Redeker), вынужден скрываться после того, как на исламистских сайтах появились его адрес, телефон и фотография, сопровождаемые призывами к 'львам Франции' 'покарать эту свинью', как это 'сделал голландский лев Мухаммед аль-Буйери (Mohammed al-Bouyeri)' - убийца Тео Ван Гога.

Менее радикальный метод - мирные публичные акции протеста, порой несущие в себе косвенную угрозу насилия. Наконец, есть не столь заметные формы давления, в том числе экономические - вроде бойкота датских товаров в некоторых мусульманских после скандала с карикатурами на пророка.

Кроме того, не стоит забывать, что подобные угрозы способствуют самоцензуре. Канцлер Ангела Меркель справедливо расценила решение Немецкой оперы снять 'Идоменея' как 'самоцензуру, вызванную страхом'. Однако самоцензура порой порождается и благими намерениями - стремлением к гармонии между разными культурами, построенной по принципу 'вы уважаете наши табу, а мы уважаем ваши'. Наконец, правительства демократических стран порой становятся на неверный путь, пытаясь обеспечить спокойствие в стране за счет законов, ограничивающих свободу самовыражения. Типичным примером в этом отношении следует считать инициативу британского правительства насчет принятия закона, запрещающего 'разжигание межрелигиозной вражды'.

Угрозы исходят с самых разных сторон. И, конечно, было бы абсурдом отрицать, что сегодня исламские экстремисты стали лидерами кампании запугивания. Но джихадисты отнюдь не одиноки.

Только что я узнал об отмене доклада моего друга - историка Тони Юдта, открыто критикующего последние политические акции Израиля - о воздействии произраильского лобби на внешнюю политику США, который должен был состояться в нью-йоркском консульстве Польши. Причина, по словам польского консула, состояла в том, что в его учреждение звонили из 'пары еврейских организаций', в том числе Лиги по борьбе с клеветой [Anti-Defamation League - общественная организация по борьбе с антисемитизмом и дискриминацией евреев - прим. перев.]. Подобные звонки, конечно, несравнимы с угрозой убийства, однако и они являются элементом усиливающейся многоплановой кампании по подрыву свободы самовыражения, проходящей даже в странах с мощными демократическими традициями вроде США, Франции и Британии.

Возникает вопрос: что делать? Во-первых, следует осознать всю серьезность угрозы. Необходимо развернуть дискуссию о том, какими должны быть правовые пределы свободы слова и печати. Даже Джон Стюарт Милль [John Stuart Mill - британский экономист и философ, живший в 19 веке. Считается одним из классиков либерализма - прим. перев.] не утверждал, что всем следует позволять говорить что угодно и где угодно. И нам также необходимо проанализировать, какие высказывания можно считать уместными и благоразумными в нашим глобализованном мире, где представители различных культур живут бок о бок, словно соседи по комнате в общежитии, отделенные друг от друга лишь тонкой занавеской.

Так, лично я считаю статью Редекера в Le Figaro опрометчивой и неразумной, особенно его утверждения, что ислам (весь ислам, не только исламизм и джихадизм) - это сегодняшний эквивалент советского коммунизма с его идеей мировой революции, а Мухаммед был 'безжалостным полководцем, грабителем, убийцей евреев и многоженцем'. Но если 'фанатики без границ' реагируют на нее требованиями убить автора, мы - как учил Вольтер - должны проявить полную солидарность с человеком, ставшим жертвой гонений.

И неважно, что Вольтер, похоже, никогда не произносил слов, которые так часто ему приписывают: 'Я ненавижу ваши взгляды, но умру за то, чтобы вы имели право их высказывать'. Эта фраза полностью отражает дух его философии. К сожалению, в последнее время в подобных случаях - начиная с 'дела Рушди' - общественность реагирует по противоположному принципу: 'Конечно, я готов защищать его/ее свободу слова, но тем не менее:'

Вольтеровский афоризм выстроен правильно: вы не согласны с человеком, но тем не менее защищаете его права. И сегодня каждый из нас должен внести в это свой вклад. Будущее свободы зависит от того, что окажется сильнее: слово или кинжал.

Тимоти Гартон Эш - профессор Оксфордского университета и старший научный сотрудник Гуверовского института (Hoover Institution) при Стэнфордском университете

____________________________________________________________

Дело Редекера: европейская дерзость против 'полиции умов' ("Le Figaro", Франция)

Роберт Редекер: Что должен делать свободный мир перед лицом исламистского запугивания? ("Le Figaro", Франция)