Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Россия и Германия в современном мире: Общие вызовы и общие ответы

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
За полтора десятилетия после окончания 'холодной войны' мир бесповоротно изменился. Крупным позитивным фактором этих перемен стала новая, укрепляющаяся Россия, проводящая открытую и предсказуемую политику, в основе которой лежат понятные национальные интересы

За полтора десятилетия после окончания 'холодной войны' мир бесповоротно изменился. Крупным позитивным фактором этих перемен стала новая, укрепляющаяся Россия, проводящая открытую и предсказуемую политику, в основе которой лежат понятные национальные интересы.

Ослабление блоковой дисциплины, набирающая силу тенденция к демократизации международных отношений, растущее осознание общности всех государств перед лицом новых вызовов и угроз благотворно сказываются на мировой политике. Критическая масса этих изменений накапливается, но прорыва в создании отвечающих требованиям времени механизмов обеспечения безопасности и стабильности пока не произошло.

Глобализация выводит человечество на новый цивилизационный уровень, в то же время оборачиваясь для многих стран серьезными издержками. В том числе и отсюда - внутренняя противоречивость складывающейся ситуации. Преодолеть ее пока не удается во многом из-за того, что затянулся переходный период 'после окончания холодной войны'. Его отличительными чертами стали попытки - возможно, из страха перед неизвестным будущим - цепляться за старое. Имею в виду рецидивы блоковой политики, инстинктивную тягу к упрощенным, силовым решениям имеющихся проблем, стремление на путях идеологизированных подходов к международным делам вывести промышленно развитые страны за рамки глобальной конкурентной среды, в условиях когда предметом конкуренции становится все, включая модели развития и ценностные ориентиры.

И все же контуры нового мироустройства все более отчетливо обозначаются выбором подавляющего большинства государств в пользу укрепления коллективных начал в международной политике, решения встающих перед человечеством проблем на путях многосторонней дипломатии, обеспечения верховенства международного права. Такая тенденция представляется объективной и логичной, поскольку отражает реалии формирующейся многополярной архитектуры международных отношений, предполагает единственно эффективный - коллективный - ответ на вызовы и угрозы.

С учетом этого безусловным приоритетом мирового сообщества становится всемерное укрепление центральной роли ООН во всех сферах международной жизни, дальнейшая адаптация Всемирной организации к новым реалиям. Выработке навыков коллективного образа действий на мировой арене способствуют расширение взаимодействия 'Группы восьми' с другими ведущими странами, налаживание совместной работы по реализации решений 'восьмерки'. Неуклонно возрастает роль региональных организаций.

Россия готова сотрудничать со всеми государствами и многосторонними структурами, будь то на евроатлантическом пространстве или в других регионах, по всему спектру общих проблем. Наряду с угрозами международного терроризма, организованной преступности, наркоторговли и расползания ОМУ это касается решения таких задач, как снижение конфронтационности в мировых делах и значения подпитывающего ее фактора силы, преодоление застоя в разоруженческом процессе.

В центр международной повестки дня выдвигаются вопросы поддержания межцивилизационного согласия. Во многом это также связано с глобализацией, бросающей вызов национальной самобытности, культурно-цивилизационному многообразию мира. Наиболее отчетливо противоречия межцивилизационного характера дают о себе знать в реакции на увеличение разрыва в уровне развития отдельных регионов, стремлении равнять всех и вся под одну гребенку, заниматься преобразовательством за пределами

собственных границ, игнорируя при этом неурегулированные конфликты, прежде всего на Ближнем Востоке. Нельзя не считаться с тем, что фундаментальные ценности демократии, хотя и носят универсальный характер, реализуются в каждой стране по-своему, с учетом национальных традиций и культуры.

Твердо убеждены, что террористы не имеют ни национальности, ни религии. Категорически неприемлемы любые попытки запустить в оборот термин 'исламский терроризм'. У Европы слишком большая история и сложный, многообразный опыт, чтобы поддаваться искушению упрощенным видением современного мира. Нужны такт, терпение и толерантность. Тем более, что призраки прошлого - национализм и уверенность в собственной непогрешимости - нет-нет да и напоминают о себе и на нашем континенте.

Эффективно противостоять террористам всех мастей человечество может только объединяя усилия. Коллективной работы требует и развитие международного права в контексте решения этой задачи. Важный вклад в укрепление правовой базы антитеррористической коалиции вносит недавно принятая консенсусом Глобальная контртеррористическая стратегия ООН. На очереди - согласование всеобъемлющей антитеррористической конвенции.

Из отдельных проблем в сфере приоритетного внимания мирового сообщества не могу не упомянуть иранскую ядерную программу. Наша принципиальная позиция - в том, что решать ее надо исключительно политико-дипломатическими средствами. Важно, что и другие участники переговоров высказываются за дипломатическое решение. В рамках 'шестерки' четко подтверждено, что нашей общей целью является обеспечение незыблемости режима нераспространения. Согласны мы и с тем, что все вопросы в отношении иранской ядерной программы должны быть урегулированы на профессиональной основе с участием МАГАТЭ, что Иран вправе на равных с другими заинтересованными государствами участвовать в освоении мирного атома в соответствии с Договором о нераспространении и правилами МАГАТЭ.

Совместно с партнерами делаем все от нас зависящее, чтобы как можно быстрее начать соответствующие переговоры.

Что касается нашего сотрудничества с Ираном в сооружении Бушерской АЭС, оно носит прозрачный характер и осуществляется в строгом соответствии с ДНЯО и решениями МАГАТЭ.

В целом хотел бы подчеркнуть, что мы ведем себя открыто, не затушевываем возникающих расхождений, готовы обсуждать любые вопросы. Понимаем, что не всех устраивает обретенная Россией внешнеполитическая независимость. К этому надо привыкать. Мы не драматизируем ситуацию, готовы к прозрачной, честной конкуренции, будь то в политике или экономике. Будем и впредь сами формулировать собственные национальные интересы, сотрудничать только на основе равноправия, взаимного учета интересов и взаимной выгоды, что полностью отвечает настрою общественного мнения нашей страны.

В действительности, не только в России, но и на Западе хорошо понимают, что сегодня нас значительно больше объединяет, чем разделяет. Кстати, современное определение понятию Запад еще предстоит найти. Глобализация как возможностей, так и вызовов безопасности и устойчивому развитию не оставляет места для национального эгоизма и цивилизационной исключительности. Залогом дальнейшего развития нашего партнерства служит усиливающаяся позитивная взаимозависимость государств в глобализирующемся мире.

Это в полной мере относится и к российско-германским отношениям. Россию и Германию объединяет решимость вносить свой вклад в общее дело формирования нового, более безопасного и справедливого мироустройства. Мы - союзники в борьбе с международным терроризмом. Созвучны позиции двух стран по широкому кругу международных проблем.

Россия, как многонациональное, многоконфессиональное государство с большим коренным мусульманским населением, и Германия, где проживает немало выходцев из стран исламского мира, поддерживают инициативы по

развитию межцивилизационного диалога и партнерства, включая одобренную ООН идею Альянса цивилизаций. В обеих странах удовлетворены долгосрочным и многообразным двусторонним сотрудничеством, намерены активно содействовать его дальнейшему развитию.

Надеемся на интенсивное взаимодействие с немецким председательством в ЕС в первой половине будущего года. Условились о соответствующих консультациях. Нам импонируют планы Германии по еще более тесной интеграции с Россией. Главная задача совместной работы - подготовка новой договорно-правовой базы отношений с ЕС на смену истекающему 1 декабря 2007 года Соглашению о партнерстве и сотрудничестве. Наша общая цель заключается в том, чтобы укрепить партнерство, облегчить контакты между людьми, создать условия для взаимопроникновения бизнеса, взаимовыгодной экономической активности, воплощения в жизнь совместных транспортных и иных инфраструктурных проектов. Это призвана обеспечить комплексная реализация 'дорожных карт' по формированию четырех общих пространств. Мы будем продолжать следить за ходом выполнения Совместного заявления о расширении ЕС и отношениях России и ЕС, принятого в Люксембурге 27 апреля 2004 года, прежде всего в части обеспечения прав человека и национальных меньшинств в Латвии и Эстонии, решения ряда технических вопросов Калининградского грузового транзита.

Рассчитываем на столь же плодотворное сотрудничество при передаче Германии эстафеты председательства в 'Группе восьми'. Видим нашу общую задачу в том, чтобы обеспечить преемственность в ее работе, дальнейшее продвижение инициатив Санкт-Петербургского саммита в том числе в таких приоритетных сферах, как энергобезопасность, развитие образования, борьба с инфекционными заболеваниями. Это отвечало бы интересам двух стран, так как центральные темы нашего председательства в полной мере сохраняют актуальность не только для 'восьмерки', но и для российско-германских отношений, для всего мира.

Сергей Лавров - министр иностранных дел РФ

____________________________________________________________

Сергей Лавров: "Мне хотелось бы знать, что Запад дал России после распада СССР" ("BBC World", Великобритания)

Сергей Лавров: "ЮКОС" мы не ренационализировали ("BBC", Великобритания)

Что нужно сильной России? ("The Wall Street Journal", США)