Грузинский президент Михаил Саакашвили в пятницу 6 октября дал корреспонденту 'Le Figaro' интервью, в котором высказался против позиции России. Дело 'российских шпионов' привело к серьезному дипломатическому кризису между Москвой и Тбилиси. С тех пор Грузия существует в условиях введенной Москвой экономической блокады.
- Будет ли усиливаться напряженность в отношениях между Грузией и Москвой?
- Сложно сказать, ведь реакция Москвы слишком уж иррациональна. Стоит ли удивляться последовавшему всплеску ненависти. . . Полиция начала останавливать грузин на улицах, изучать бумаги компаний, принадлежащих выходцам из Грузии, реальные последствия экономических санкций мы сможем оценить только через некоторое время. Например, нам говорят, что в России проживают 800 000 грузинских иммигрантов, но в действительности их всего 300 000. В том, что касается мафии, мы вообще ничего не понимаем!
Во времена Советского Союза грузинская мафия была хорошо известна, она была эквивалентом сицилийской мафии в Италии. Эта криминальная структура была уничтожена по моей инициативе. Один из ее главарей, который смог бежать в Испанию, в конце концов, укрылся в России. Наши просьбы об его экстрадиции успехом не увенчались. И теперь мы неожиданно узнаем, что в России существуют преступники-грузины. Я очень признателен российским властям за то, что они наконец-то начали бороться с этими людьми, но я не уверен в результате. Сейчас наибольшую опасность представляют расистская риторика. Раньше она была направлена против чеченцев, теперь пришел черед грузин.
- Не привели ли Ваши действия к усилению дестабилизирующей роли России?
- Нет. Санкции против нас стали вводиться, как только мы стали выражать свое стремление к независимости. Десять месяцев назад, мы, без колебаний и лишней шумихи, выдворили российского шпиона. Вскоре после этого, во время энергетического кризиса с Москвой на линиях высоковольтных передач стали таинственным образом совершаться диверсии. Затем мы выслали других агентов, по-прежнему этого не афишируя. Эти люди находятся на нашей территории, чтобы организовывать террористические акты и финансировать связанные с преступностью группировки. На этот раз, чтобы избежать худшего, нам пришлось действовать публично, но мы в то же время обходными путями предупредили Кремль, что собираемся в срочном порядке выслать этих людей из страны. Мы должны себя защищать. Мне этот скандал удовольствия не доставляет, но он необходим. Мы вовсе не стремимся раздражать русских. Мы просто хотим быть свободными и независимыми.
- Ожидали ли Вы столь резкой реакции?
- Русским кажется, что Запад недостаточно уважает Россию, и что необходимо принимать срочные меры. Для них Грузия - воплощение страны, которая по поручению Америки хочет разрушить их величие. Это, конечно же, неправда. Наше государство опирается на демократическое правительство, которое стремится к интеграции в Европу. НАТО для нас лишь инструмент, который поможет нам присоединиться к расширенной Европе, хотя мы понимаем, что наша страна не сможет стать членом Евросоюза. В некотором роде НАТО - это наш билет в Европу.
- По Вашему мнению, сможете ли Вы прийти к компромиссу с Путиным?
- Путин может быть очень прагматичным, хотя и чувствует потребность демонстрировать свою силу. Он хочет добиться признания и уважения от Европы. Мы должны принимать в расчет эти факты, но деятельность наша должна основываться на общих ценностях, таких как свобода, демократия, законность и прозрачность. Если мы предадим наши принципы, опасность будет угрожать не только нам, но и вам, европейцам. От роста расистских настроений в имперской России пострадает не только одна Грузия. Украинцы и поляки хорошо это понимают. Нужно, чтобы Европа, в традиционном понимании этого слова, к которой мы чувствуем сильную привязанность, тоже это осознала. Позиции Франции и Германии очень важны. Когда Путин недавно встречался с Меркель и Шираком в Париже, он заявил, что Саакашвили - человек 'горячий', и что на Кавказе все люди 'отличаются особой эмоциональностью'. Это - типично расистское заявление, полностью антиевропейское. Нельзя прибегать к подобным преувеличениям в присутствии представителей Франции и Германии. Кремль считает бывшие республики СССР 'заповедником' для своих разведывательных служб.
- Вам не кажется, что, выдворив шпионов бывшего КГБ, Вы нарушили табу?
- Русские считают, что действующие соглашения дают право их секретным службам действовать где угодно по своему усмотрению. Мы покончили с этой традицией. Но существуют так же и политические соображения. Москва распускает слухи о Грузии, чтобы создать у международных инвесторов несоответствующее реальности ощущение нестабильности и, соответственно, опасения. Москва знает, что наша страна развивается, рост экономики составил 13 процентов, в два раза выше, чем у России со всей ее нефтью, уровень коррупции снижается, короче говоря, в стране сложился благоприятный инвестиционный климат.
- Может быть, суть проблемы в том, что русские не хотят сближения Грузии с Соединенными Штатами и Европой?
- Путин был в Праге и возложил цветы на могилу Яна Палаха, студента, совершившего в 1969 году акт самосожжения в знак протеста против ввода в Чехословакию советских танков. Путин возложил цветы в Венгрии, но он ни разу не упомянул об оккупации прибалтийских стран. Почему чехи и венгры рассматриваются как равноправные партнеры, а прибалты и грузины - нет?
___________________________________________________
Почему Грузия ориентируется на Европу ("The International Herald Tribune", США)