Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Убийство Андрея Козлова

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
14 сентября в Москве был убит первый заместитель председателя российского Центробанка. Андрей Козлов был смелым человеком, выполнявшим патриотическую задачу по восстановлению целостности российской банковской системы и доверия к ней. Он знал, что находится в опасности, поскольку вел наступательную борьбу с отмыванием денег и прочими финансовыми махинациями влиятельных людей во власти и за ее пределами

14 сентября в Москве был убит первый заместитель председателя российского Центробанка. Андрей Козлов был смелым человеком, выполнявшим патриотическую задачу по восстановлению целостности российской банковской системы и доверия к ней. Он знал, что находится в опасности, поскольку вел наступательную борьбу с отмыванием денег и прочими финансовыми махинациями влиятельных людей во власти и за ее пределами. Он, видимо, был одинок в своих усилиях, однако продолжал настойчиво бороться. Его убийство стало драматической иллюстрацией того, как силы коррупции в этой стране сопротивляются реформе управления. Однако, совершенно ясно, что такие силы существуют не только в России. В значительной части развивающегося мира они пытаются сорвать усилия по становлению сильной и конкурентоспособной экономики.

В свете сказанного убийство Андрея Козлова определяет линию фронта для всех нас. В битве на этом фронте все те, кто выступает в поддержку экономического развития и главенства закона, не могут позволить себе роскоши поражения. Соответственно, на переднем крае и в центре данной битвы оказываются международные институты.

Я узнал о гибели Козлова во время поездки в Сингапур на ежегодную встречу Всемирного банка и Международного валютного фонда, где я должен был выступать в дискуссии на тему управления и коррупции. Мой интерес к данной теме был усилен личным опытом, который я приобрел во время расследования программы ООН "Нефть в обмен на продовольствие". Для меня она стала показательным примером того, как благие намерения разбиваются о недостатки в управлении. Коррупция не только ограничила успех данной программы; возникли очень серьезные вопросы относительно компетентности ООН в целом. А мне хотелось бы подчеркнуть, что любая организация лишь тогда может пользоваться поддержкой и рассчитывать на собственную легитимность, когда она считается компетентной.

Я думаю, сейчас все признают и соглашаются с тем, что коррупция является препятствием - в некоторых странах главным препятствием - на пути эффективного экономического развития. Этот факт все более отчетливо осознает и признает Всемирный банк. Он стал основным тезисом в выступлениях моих коллег в Сингапуре, которые на свой страх и риск ведут борьбу с коррупцией в Африке и многих других точках планеты.

Бессмысленно полагать, что серьезное наступление на коррупцию в странах-заемщиках (включая прозвучавшую в последнем анализе угрозу реального отказа от предоставления займов) каким-то образом не соответствует тем целям развития, которые поддерживает Всемирный банк. Скорее, наоборот: неспособность справиться с коррупцией наносит удар по развитию. Она ограничивает, а также вполне может нейтрализовать и даже отрицательно воздействовать на добавленную стоимость новых займов.

Конечно, говорить легко. Гораздо труднее сделать нечто эффективное для борьбы с коррупцией. Ключ к решению проблемы коррупции - это руководство. Руководство многосторонних институтов, стран-заимодателей, стран-заемщиков, частных компаний и неправительственных организаций. Главный и постоянный сигнал должен поступать сверху. Он должен формировать культуру деятельности всех заинтересованных организаций, как общественных, так и частных.

Разумной точкой стартового отсчета может стать лозунг Нэнси Рейган (Nancy Reagan) в ее кампании по борьбе с наркоманией "Просто скажи "нет"". Ведь, в конце концов, коррупция - это своего рода наркотик, вызывающий привычку. Я знаю, что некоторые компании принимают и успешно реализуют именно такой подход, но я также знаю, что отдельных усилий и лозунгов недостаточно. Частные компании, государственные и неправительственные организации - все они могут добиться гораздо большего, если публично и совместно возьмут на себя такие обязательства. Они должны выработать общий подход к конфликтам интересов, к финансовой отчетности, к этическим нормам и прозрачности.

И все же я не настолько наивен, чтобы полагать, будто призыва к добровольному сотрудничеству будет достаточно для решения всех вопросов. Мне кажется вполне законным, чтобы в отношении конкретных займов Всемирный банк и прочие организации по обеспечению развития получали гарантии и заверения в том, что существуют реально действующие механизмы контроля и проверки тех проектов, которые ими финансируются. Таково было намерение в прошлом, однако мне кажется, что данный подход следует ужесточить, особенно когда опыт действий в конкретной стране указывает на необходимость более активного контроля со стороны Всемирного банка.

Я думаю, здесь должно быть предусмотрено и более мощное функционирование внутренних проверок. О них следует думать не как о каких-то ненужных приложениях к банку, а как о его неотъемлемой составной части, которая существует в нем, и сама выполняет функции по предоставлению займов. Такая деятельность будет довольно навязчивой, но ведь речь не идет о национальном суверенитете. Это добровольные программы предоставления займов, в которых фигурируют добровольные заимодавцы и заемщики. В случае обнаружения злоупотреблений, которые не удается устранить действиями по ликвидации недостатков, приостановка займа становится не только оправданной, но и обязательной мерой. Более трудная ситуация возникает тогда, когда проблема не сводится к какому-то конкретному займу, когда глубоко и масштабно коррумпированными оказываются вся страна и ее власти, когда коррупция укореняется в многолетних традициях и практике. В таком случае вначале потребуется иной подход. И самым лучшим курсом в таком случае могут стать консультации и пошаговые критерии.

Это лишь самые общие заявления. Стратегия должна быть более конкретной и определенной. Было бы полезно изложить данные заявления в программной директиве Всемирного банка. А готовить ее следует во взаимодействии и партнерстве с частными сторонами и неправительственными организациями, а также с заинтересованными государствами. Но позвольте мне сделать простое заявление. Самая большая угроза развитию и, в конечном итоге, самой группе Всемирного банка - это пассивность перед лицом данной проблемы. Придерживаться того взгляда, что задача Всемирного банка - это просто свободно давать займы, когда они оправдываются идеей предельной выгоды, и не задумываться об укоренившейся коррупции, неизбежно подрывает доверие к этому институту и к эффективности его работы по оказанию помощи бедным и предоставлению им шансов на лучшую жизнь.

У меня складывается впечатление, что проблема коррупции усугубляется. Так это или нет, но она требует первоочередного к себе внимания. И заниматься этой проблемой должен не один какой-то институт. Но я не знаю ни одной организации, которая по уровню своего руководства, по профессионализму персонала и по своему положению в мире была бы лучше подготовлена к решению данной задачи, чем Всемирный банк.

Пол Волкер был главой Федеральной резервной системы США с 1979 по 1987 год.