Один из создателей сайта MySpace продолжает настаивать на том, что, продавая свое детище за 580 млн. долларов, корпорация Intermix Media умышленно согласилась на столь низкую цену.
При покупке Рупертом Мердоком (Rupert Murdoch) - главой News Corp. - проекта социальной сети MySpace за 580 млн. долларов пошли слухи, что эта цена слишком завышена. В качестве аргумента приводили тот факт, что у MySpace нет четкой бизнес-модели и что "продвинутые детишки", тусующиеся на этом сайте, разбегутся сразу, как только проект перейдет в руки какого-либо крупного медиа-магната.
Сейчас, уже более года спустя, цена сделки не кажется такой уж завышенной. Трафик MySpace удвоился, а сам проект занимает 6-ую позицию в списке самых популярных сетевых ресурсов в мире.
В любом случае, по мнению некоторых из совладельцев корпорации Intermix, News Corp. заплатила явно заниженную цену. И с этими претензиями они собираются обратиться в суд, обвиняя руководство Intermix в нарушении обязательств перед акционерами и распространении заведомо ложной информации.
В самом деле, за год, прошедший с момента покупки социальной сети, ее стоимость утроилась и достигла (согласно Soleil-Media Metrix) 1,5 млрд. долларов. "Определенно, это одна из самых выгодных сделок в мире интернет-бизнеса за всю историю его существования", - говорит Том Толли (Tom Taulli) - эксперт по вопросам слияния организаций. "Судя по всему, цена проекта будет расти ежегодно на 20% за счет роста рынка интернет-рекламы, - отмечает Лаура Мартин (Laura Martin) - аналитик агентства Soleil-Media Metrix. - Очевидно, что эта сделка была явно невыгодной для первоначальных владельцев акций проекта, - добавляет она. - Если бы они подождали еще год, то смогли бы получить на 1 млрд. долларов больше".
Многие из владельцев акций утверждают, что именно так бы и поступили, если бы руководство Intermix предоставило им более достоверную информацию о стоимости компании. 5 октября один из основателей проекта MySpace Брэд Гринспэн (Brad Greenspan) публично заявил о том, что докажет факт того, что руководству Intermix было известно о заниженной стоимости ресурса.
В своем заявлении Гринспэн утверждает, что руководство Intermix сознательно согласилось на явно заниженную цену, предложенную News Corp. Также он обвиняет Intermix в нежелании сотрудничать с соперником News Corp. - компанией Viacom, собиравшейся предложить альтернативную цену за веб-ресурс. На момент сделки Гринспэн являлся владельцем 10% акций.
Гринспэн и ранее уже выдвигал такие обвинения, но теперь он прилагает к ним доказательства (как он их сам называет), включающие в себя внутрикорпоративную переписку по электронной почте, полученную, по его словам, законным путем. Одно из сообщений, опубликованное на веб-сайте Гринспэна, автором которого является исполнительный директор Ричард Розенблатт (Richard Rosenblatt), содержит такие строки: "Я надеюсь на осуществление 20-миллиардной мечты". Гринспэн утверждает, что речь идет о возможной цене MySpace в 20 млрд. долларов в текущем году, и, что руководство Intermix знало об этом.
В еще одном сообщении указывается на то, что Intermix получал предложение от Viacom. В нем Розенблатт пишет главному операционному директору Intermix Шерму Аткинсону (Sherm Atkinson), что "от Viacom был звонок общего характера". На просьбу о комментариях Viacom не ответил. По словам представителя компании Demand Media, чьим исполнительным директором нынче является Розенблатт, он тоже отказывается давать какие-либо комментарии.
В интервью для BusinessWeek.com представители News Corp. сказали: "Очень жаль, что господин Гринспэн продолжает пичкать прессу надуманными фактами по сделке, которая, по мнению всех специалистов в этой области, была очень рискованной для нас. После приобретения этого ресурса мы разработали стратегию ведения бизнеса, и только сейчас начинаем оценивать его реальную стоимость. Неудивительно, что эта история о покупке 'зеленого винограда, давшего хороший урожай' рождает столько громких заявлений".
Гринспэн также говорит о том, что владельцы акций не были извещены о реальных данных о прибыли проекта MySpace, которые могли бы позволить им принять более обдуманное решение на момент сделки. "Никто не знал, сколько приносит этот проект. Эта информация скрывалась от всех".
Гринспэн - не единственный (хотя и самый активный) из бывших владельцев акций MySpace, кто выражает свое разочарование этой сделкой. Джефф Янг (Geoff Yang), соучредитель Redpoint Ventures, инвестировавший средства в MySpace, говорит: "Я был твердо убежден в своем нежелании продавать акции этого веб-проекта". Компания Redpoint не подавала в суд на Intermix, чего нельзя сказать о других держателях акций: Гринспэн входит в группу бывших акционеров, возбудивших иск против Intermix и ее представителей.
По меньшей мере еще два иска возбуждены и другими людьми. Список обвинений разнообразен: от нарушений уведомлений о голосовании среди акционеров до недопуска к торгам конкурирующих потенциальных покупателей. Истцов представляют такие гиганты американской юриспруденции, как Lerach Coughlin Stoia Geller Rudman & Robbins, отсудившие для истцов миллиарды в процессе компании Enron. "Не считая дела Enron, этот иск - самый крупный в моей практике, - говорит Даррен Роббинс (Darren Robbins) - один из юристов компании. - Более возмутительной сделки я не видел". Со стороны News Corp. выступит адвокатская контора Skadden, Arps, Slate, Meagher & Flom, представлявшая The Blackstone Group в деле о приобретении Freescale Semiconductor за 17,6 миллиарда долларов - самое громкое дело о поглощении корпораций.
Адвокаты News Corp. отстаивают такую точку зрения: News Corp. сознательно шла на большой риск, приобретая MySpace.com, что и вызвало значительное снижение стоимости сделки.
Кроме обвинений в нечестном ведении бизнеса, генеральным прокурором штата Нью-Йорк Эллиотом Спитцером (Eliot Spitzer) против Intermix ведется расследование по делу установки на компьютеры пользователей без их ведома шпионского программного обеспечения. Согласно иску, тогда еще исполнительному директору компании Intermix Гринспэну (покинувшему эту фирму несколько лет назад) придется выплатить около 750 тыс. долларов. А самой корпорации - вдесятеро больше - 7,5 млн. долларов.
Однако многие юристы скептически относятся к искам бывших владельцев акций. "За последние годы случаи судебных тяжб, начинающихся сразу после свершения крупных сделок, стали очень популярны. Причем без разницы, есть ли на то основания или нет, - говорит Девид Липкин (David Lipkin), юрист адвокатской конторы Cooley Godward Kronish, оказавшей помощь корпорации eBay в приобретении популярного веб-ресурса Skype. - Такие дела уже становятся своего рода кустарным бизнесом. Однако все же стоит отметить, что такого рода заявления не так легко опровергнуть или доказать их безосновательность в суде. Большинство ответчиков в таких случаях предпочитают позволить отсудить бывшим владельцам акций некоторую сумму, оплатить судебные издержки, тем самым урегулировав дело". Но, судя по всему, в ближайшие месяцы дело о продаже MySpace обещает стать серьезной головной болью для Мердока и компании, несмотря на рост и процветание веб-ресурса.
Перевод Сергея Серегина специально для TelNews