Россия довольно долго добиралась до тех позиций, на которых она сейчас находится. И ей понадобится еще много времени, чтобы подняться до тех высот, на которых, как говорят ее лидеры, она должна находиться: чтобы стать страной с динамичной и разносторонней многоотраслевой экономикой, с многочисленным средним классом, здоровым и растущим населением и хорошо функционирующей демократией - страной, интегрированной в мировую систему торговли.
Оглядываясь назад, можно обнаружить много позитивных и устойчивых тенденций, появившихся после распада Советского Союза почти 15 лет назад, несмотря на то, что эти тенденции порой оказываются скрытыми за дебатами о путях развития России. К ним относятся создание почти с нуля рынков в таких областях, как финансы, товары и услуги, рабочая сила и земля; развитие общества собственников с переходом государственной собственности в частные руки и открытием новых коммерческих предприятий; возникновение класса предпринимателей; процесс модернизации городов на всей территории страны; создание базовых институтов демократии, таких как регулярно проводимые и столь же регулярно оспариваемые выборы, политические партии и разделенные ветви власти. Во всех этих областях трудная работа по переходу далеко не завершена, однако успехи с момента падения коммунизма неоспоримы.
Если заглядывать вперед, что понадобится для реализации ясно видимого экономического потенциала России? От российских государственных деятелей потребуется разработка долгосрочной перспективной стратегии, которой должна соответствовать адекватная и такая же долгосрочная стратегия инвесторов. Появляются некоторые свидетельства того, что российское руководство начинает задумываться о долгосрочной перспективе. Недавние инициативы в области совершенствования и модернизации инфраструктуры; действия по предотвращению снижения численности населения, улучшению его здоровья и благосостояния; инвестиции в энергетику с учетом будущих потребностей (в том числе, в возобновляемые источники); укрепление институтов в поддержку рынка (таких как суды, государственная гражданская служба и органы государственного регулирования), а также шаги навстречу вступлению во Всемирную Торговую Организацию являются хорошими примерами в этом отношении.
Да и инвесторы начали думать и действовать с позиций долгосрочной перспективы. За последние два года значительно вырос объем прямых иностранных инвестиций. Увеличивается инвестирование средств российскими компаниями в активы длительного пользования. Существенно снизился отток капитала за рубеж. Большинство инвесторов, уже действующих в России, говорит о том, что в будущем планирует увеличивать капиталовложения в эту страну. Что скрывается за всем этим? Свой вклад в поворот навстречу долгосрочному мышлению определенно внесли политическая стабильность, здравая макроэкономическая политика и мощное развитие.
Однако процесс пока не приобрел необратимый характер. Те факторы, которые подстегивают развитие России и делают ее привлекательной как для портфельных, так и прямых иностранных инвестиций (а это, прежде всего, рекордно высокие доходы от экспорта нефти и газа), не будут действовать вечно. Со временем их необходимо будет подкрепить стабильной политической средой, сильными институтами экономического и политического управления, а также властью закона. Долгосрочные инвестиции требуют от российских властей ясности и последовательности в таких вопросах, как роль государственного и частного капитала в развитии ключевых отраслей экономики, особенно в области природных ресурсов. Они требуют наличия независимой судебной системы, которая бесстрастно, честно и без предубеждений отправляет правосудие. Им нужны эффективные регулирующие правила в бизнесе, которые позволяют новым компаниям входить на рынок, существующим - развиваться и процветать, а убыточным - уходить с рынка, не нарушая при этом интересов потребителей, работников и других заинтересованных сторон. Долгосрочные инвестиции требуют честных и всесторонних усилий по снижению коррупции на всех уровнях - от мелкого взяточничества до масштабного отмывания денег. Они также нуждаются в наличии политической системы, которая проявляет терпимость к разным точкам зрения, которая укрепляет систему сдержек и противовесов между различными ветвями власти, и уважает институты независимого гражданского общества и средств массовой информации.
Но кое-кто, как внутри России, так и за ее пределами, по-прежнему держится за старое краткосрочное мышление. В России одним из симптомов данной тенденции является замедление в последние годы темпов осуществления структурных реформ, что происходит на фоне высоких и продолжающих расти товарных цен. Недостаточное инвестирование средств в производство и экспортные мощности в сфере природных ресурсов - это еще один симптом. Руководители из государственного сектора, требующие неофициальных выплат от коммерческих структур, также руководствуются краткосрочными мотивами, а не долгосрочными интересами вложения капитала в общественное благосостояние.
Что касается иностранных государств, то там на смену осторожности и подозрительности европейской экономики в отношении вложения средств в Россию должны прийти долгосрочные соображения в пользу ценности конкуренции и более прочной экономической взаимозависимости. Иностранным инвесторам, особенно средним компаниям, обладающим навыками и технологиями, которые могут быть переданы российским партнерам по бизнесу, также следует задуматься о своих долгосрочных интересах и выйти с обочины на главную дорогу.
Европейский банк реконструкции и развития является давним партнером России, и у него сохраняется долгосрочная перспективная стратегия. Наш банк, являясь крупнейшим финансовым инвестором в Российской Федерации, неуклонно содействует развитию предпринимательства, расцвету частного сектора и стабилизации инвестиционного климата. Мы рады видеть, как развиваются российские компании, как совершенствуются их нормы корпоративного управления, как они изыскивают новый капитал за счет открытого предложения своих акций, паевых инвестиций и банковских кредитов. Когда не оправдываются ожидания, когда не выполняются условия контрактов, как официальных, так и неофициальных, друзья разговаривают между собой честно и открыто.
Однако главный смысл своей деятельности мы видим в том, чтобы помогать России добиваться реализации собственных целей по стимулированию развития в более бедных регионах Российской Федерации, по созданию новых рабочих мест в наукоемкой экономике и других секторах, не относящихся к сырьевым, по наращиванию производительности и конкурентоспособности российских компаний, по привлечению частных инвестиций в инфраструктуру и энергетику, по совершенствованию эффективности использования энергии и развитию малого и среднего бизнеса. Все это - долгосрочные цели. Мы вместе с нашими российскими партнерами участвуем в их достижении - и будем участвовать в долгосрочной перспективе.