После своего рокового решения провести испытание ядерной бомбы Северная Корея стала девятым членом клуба стран, считающихся в мировом сообществе обладателями ядерного оружия - членом, которого туда меньше всего хотели пускать. Если сведения о столь триумфально объявленных Пхеньяном испытаниях подтвердятся, можно будет говорить о том, что Северная Корея представляет собой серьезную угрозу глобальной безопасности, которая не должна остаться - и не останется - без ответа.
Чем чревата сложившаяся ситуация, объяснять никому не нужно. Если у Японии появятся основания полагать, что северокорейские ракеты смогут нанести удар по японской территории, то у нее появятся и причины разрабатывать собственный ядерный арсенал, оставив в прошлом два поколения национального пацифизма и подстегнув гонку вооружений в Восточной Азии. Кроме того, на позицию, которую удастся занять лидеру Северной Кореи Ким Чен Иру, будут ориентироваться и другие страны, стремящиеся стать ядерными, включая Иран.
Пример Северной Кореи еще более ослабит и без того шаткие международные структуры, призванные ограничить распространение военных ядерных технологий, поскольку если даже такой безответственный и экономически слабый режим может безнаказанно разрабатывать ядерные бомбы под самым носом американцев и китайцев, то что мешает другим сделать то же самое?
Военный сценарий маловероятен, так как США в настоящий момент просто не смогут начать войну. При этом ужесточение экономических санкций ударит по голодному северокорейскому народу гораздо больнее, чем по самому Киму. Кроме того, никакие санкции не принесут результата без активной позиции Китая, самого важного торгового партнера и поставщика нефти для Северной Кореи.
Позиция Китая - ключевой элемент решения этого ядерного кризиса. Пришло время, когда Пекин должен оказать на северокорейский режим серьезное давление, даже если дело дойдет по подрыва устоев кимовского режима и создания в двух Кореях условий для воссоединения. Китай уже слишком долго пытается уклониться от 'дестабилизации' Северной Кореи, боясь исхода корейцев в Китай и создания единой Кореи, союзной США.
Однако сейчас руководители Китая должны признать, что режим Кима, особенно вооруженный ядерными бомбами, во-первых, нестабилен сам по себе, а, во-вторых, является дестабилизирующим фактором для всего региона. К тому же, Южная Корея уже понемногу выходит из американской орбиты и движется в сторону экономически сильного Китая. То есть период нам всем предстоит беспокойный и весьма затратный, однако если больное северокорейское государство развалится мирным путем, фактическое поглощение Севера развитым Югом станет таким же неизбежным, как поглощение Западной Германией восточных земель в 1990 году.
Понятно, что коммунистическому китайскому режиму будет трудно дать санкцию на разрушение одного из немногих еще оставшихся в мире идеологических союзников - в особенности такого, за которого Китай проливал кровь своих граждан в войне с Западом. Однако правительство объединенной Кореи, скорее всего, поймет бессмысленность дальнейшего несения огромных затрат и тяжелой ответственности, связанных с ядерным оружием - так же, как сделали революционные власти ЮАР и Украины в конце 'холодной войны'.
Альтернатива этим шагам одна: сохранение статус-кво, то есть Северная Корея продолжает разрабатывать ядерный арсенал и спокойно переживает последствия половинчатых экономических санкций. Такой статус-кво не нужен никому.