Россиянка рассказывала своей стране правду о Чечне. Женщина рассказывала миру правду о России. До этой субботы этим человеком была журналист Анна Политковская, получившая множество международных премий, которые, к сожалению, не смогли защитить ее от пуль. 9 октября в 'Новой газете', одной из последних оставшихся в Федерации свободных трибун, вышла ее последняя статья - в ней она рассказывает о пытках гражданских лиц солдатами чеченского премьер-министра, Рамзана Кадырова, всегда готового выполнить волю Кремля. Ее взгляд не был односторонним.
Политковская постоянно обличала - имея на руках документальные свидетельства - убийства, похищения и насильственные действия, совершаемые российскими войсками, коррумпированность офицеров и жестокость их подчиненных, но также не проявляла она снисходительности и к перекосам в действиях чеченского сопротивления. Переполнявшая ее решительность, которая заставила Политковскую в 2002 году прийти к театру на Дубровке, чтобы попробовать вступить в переговоры с боевиками до того, как начался штурм здания, унесший жизни 128 человек, раздражала власти.
Отравленный чай, которым в 2004 году Политковскую напоили в самолете, летевшем из Москвы в Ростов, чтобы не дать ей выступить посредником для освобождения детей, взятых в заложники в бесланской школе, чуть было не добавил ее имя к длинному списку жертв (344 погибших). Она, которой ее коллеги-журналисты в 2000 году присудили премию 'золотое перо', использовала его для привлечения внимания к возрождению национализма, расизма и антисемитизма в тени президентской партии. Анна Политковская бросала вызов власти, которая душит свободу прессы, скручивает в бараний рог оппозицию, изолирует неугодных, преследует национальные меньшинства. Власти все время нужен козел отпущения, 'внешний враг', сказала она 11 апреля 2005 года в эфире радиостанции 'France Inter'.
Во всем мире воздают почести ее отваге. Но чтобы извлечь должный урок из ее жизни и смерти, необходимо пролить свет на это убийство и понять его значение. Кому и что хотели сказать убийцы? Не является ли тело Анны неуклюжим подношением подручных Кадырова своему шефу, дополнением к Феррари и концерту поп-звезд, которые накануне были подарены ему на тридцатилетие - возраст, открывающий этому тиранчику путь к президентству. Или голова матери двоих детей - это подарок от проявивших чрезмерное рвение бывших коллег по КГБ Владимиру Путину, которому в тот самый день исполнилось 54 года. А может быть, ее убили экстремистские силы в качестве предупреждения тем независимым умам, которые осмеливаются разоблачать методы, практикующиеся правительством того самого человека, которого она называла - по ассоциации с персонажем гоголевской 'Шинели' - 'Его императорское высочество Акакий Акакиевич Путин Второй'?
Не является ли это убийство частью кампании террора, развязанной шовинистскими группировками во имя Великой России против кавказцев, таджиков и мусульман любого рода и племени? Вписывается ли оно в рамки маневров, проводимых государством для запугивания грузин, украинцев и армян, которые надеются когда-нибудь в полной мере насладиться своей национальной независимостью? Или все это - дымовая завеса, скрывающая истинные причины? Официальное расследование никогда не раскроет истины, если будет действовать так же, как и в предыдущих делах, носивших проставленный Кремлем гриф 'очень важно'. Лишь международная следственная комиссия могла бы помочь пролить свет на это дело.
Можно не дожидаться предварительных результатов следствия, чтобы прийти к выводу, что Путин сам создал условия для подобного преступления. Конечно же, не существует никаких доказательств его прямой вины. Допустим, что он не был ни автором, ни актером в этом спектакле. Допустим даже, что он - лишь раздраженный зритель. Но все-таки подмостки для этого преступления построил он.
Голос, который в эту субботу умолк навсегда, не подрывал его власть, которая внутри страны обеспечивается контролем над административным аппаратом и принудительными мерами; он не разрушал то влияние на международной арене, которое Путин получил с помощью газовой дипломатии и политики пушек. Тем не менее, человек, которому Жак Ширак 22 сентября вручил Орден Почетного легиона высшей степени не терпит, когда ему напоминают, что его восхождению в вершинам власти в немалой степени способствовали кровавые махинации, которые заново разожгли огонь чеченской войны. Властелин той самой России, которую французский президент возвел в ранг 'одной из самых демократических стран современности', не выносит, когда выставляют на всеобщий обзор то упорство, с которым он разрушает саму возможность плюрализма.
Главе государства, которого 'большая восьмерка' уважает, а Совет безопасности боится, перед которым лебезят лидеры европейских стран, чей вклад в борьбу против терроризма был высоко оценен Джорджем У. Бушем, не достаточно простых знаков уважения.
Он шантажирует страны бывшего СССР с двоякой целью - внушить страх соседям и уважение союзникам. Безнаказанность, которой пользуются убийцы журналистов, защита, которая предоставляется мучителям чеченцев, имеют целью вновь научить русской народ молчанию и страху.
Анна Политковская хотела заставить думать тех, у кого желание знать превозмогало страх. Настало время спросить у европейских политиков, к чьему посланию они готовы прислушаться. Владимира Путина или Анны Политковской?
Эммануэль Валлон - преподаватель политической социологии в университете 'Paris-X-Nanterre'
___________________________________________________
Кому выгодно убийство Анны Политковской? ("Neatkarigas Rita Avize", Латвия)