После сообщений о том, что портал YouTube продался Google за мешок золота в 1,65 миллиарда долларов, в высокотехнологических отраслях наблюдается очередной бум; снова полусумасшедшие от недосыпа двадцатилетние программисты сидят ночь напролет за компьютерами и придумывают очередные примочки. Над деловыми аспектами этой потрясающей сделки, которая, если бы не некая десятизначная цифра, сама по себе была бы очень похожа на 'свидание вслепую', назначенное на каком-нибудь сайте знакомств, пусть ломают голову финансовые аналитики - там им есть где разгуляться. В ней, однако, есть еще один, гораздо более важный, общественный момент, который редко попадает в поле зрения финансового радара по причине своей обычно малой заметности.
Google известен прежде всего тем, что сделал самый лучший в мире поисковый портал. Этот продукт не сразу показал свою столь исключительную полезность. Когда он был впервые установлен в интрасети кафедры компьютерных исследований Стэнфордского университета (Stanford University) двумя мальчиками-аспирантами, умники из Силиконовой долины как раз собрались и, послушав-постановив, решили, что поиск в интернете - дело неинтересное, и если его и сохранять, то только как сырье для более приличных программ.
Однако, когда ошметки дот-комовского пузыря вроде бы уже окончательно разлетелись по стенкам, вдруг, откуда ни возьмись, появился поисковик Google, инструмент, настолько отточенный и надежный, что конкуренты - Inktomi, Overture и другие - тут же развалились на части, а их победитель с 1998 по 2006 год набрал 80 миллиардов долларов рыночной капитализации, хотя курс акций Microsoft все это время топтался на месте. О продвижении компании на рынке написано две увлекательнейшие книги - 'Поговорим о Google' (The Google Story) Дэвида Вайса (David Vise) и 'Поиск' (The Search) Джона Бэттела (John Battelle).
Благодаря функции сортировки ссылок, выскакивающих в ответ на запрос, с приходом технологии, впервые реализованной в Google, в виртуальной вселенной наконец-то появилась возможность навести порядок. Сочетание улучшенного алгоритма PageRank с мощнейшей компьютерной сетью, объединяющей более ста тысяч компьютеров, связанных глобальной волоконно-оптической системой связи, позволила молниеносно, точно и четко отвечать на запросы. Существительное google (название компании произошло от слова googol, в математике обозначающего число - единицу с сотней нулей, и является, с точки зрения компании, символом бесконечного количества информации в Интернете. ИноСМИ.Ru благодарит за уточнение читателя Strannik17 - прим. перев.) моментально стало еще и глаголом, а пользователи Интернета получили совершенно новые возможности.
А затем предприниматели, выведшие Google на рынок, взялись за общественно-политические вопросы. Компания возглавила сообщество, поставившую на повестку дня самый актуальный вопрос технологической политики последнего года: если общественность хочет, чтобы такие инновации, как Google, жили и развивались, то Интернету необходимы новые законы. В особенности Google беспокоит то, что интернет-провайдеры, сидящие на так называемой 'последней миле' широкополосных сетей (т.е. не перепродающие трафик оптом другим провайдерам, а заключающие договоры напрямую с пользователями - прим. перев.), могут, пораскинув мозгами, решить брать деньги не только с конечного пользователя, но и с владельца приложения (например, поисковой системы) за доступ к клиентам - или, еще хуже, могут сами начать разрабатывать приложения и обеспечивать преимущественный доступ к ним в ущерб программам конкурентов. Владельцы Google утверждали, что в сети необходимо утвердить некий 'кодекс нейтралитета', потому что этому требованию соответствует сама структура построения Интернета, основанная на свободном 'на всем протяжении от пользователя до пользователя' (end to end) движении сетевого трафика.
Однако, как наглядно показывает пример с приобретением YouTube, машина капитализма, которая в конечном счете и заставляет крутиться винтики Интернета, требует совсем другого. Фактически компания выстраивает стратегию, цель которой - интегрировать поисковые и рекламные возможности Google с функциями, необходимыми пользователям YouTube, в результате чего создается потенциальная возможность ограничивать доступ к одной из самых популярных на сегодняшний день технологий со стороны других сервис-провайдеров. По мнению специалиста по экономике интернет-ресурсов Джереми Шумейкера (Jeremy Schoemaker), эта сделка 'подходит Google как нельзя лучше', поскольку он занимает позиции 'крупнейшей видеосети' и получает возможность 'застолбить участок на поле распространения контента'. Но это еще не все: приобретя YouTube, Google выдавливает конкурента: ведь 'этот шаг - сокрушительный удар по компании Microsoft', пытавшейся заключить с YouTube рекламное соглашение.
Итак, Интернет сделал еще один, пусть и не очень уверенный, шаг в поиске собственной бизнес-модели. Предыдущий был сделан, когда тот же Google разработал процедуру продаж контекстных ссылок (slots) с аукциона, таким образом оставив далеко позади баннерную рекламу. И нынешнее поглощение 'младшего брата' - это тоже очередной шаг Google в борьбе за решающее конкурентное преимущество. Так что на самом деле - если, конечно, Google действительно делает все правильно - Интернет нельзя считать открытой системой.
Пока что Google ни разу не оступился; каждый раз заключение эксклюзивных сделок проходило без сучка без задоринки. В своей книге Дэвид Вайс пишет, что поворотной точкой в истории компании стала выдача лицензии на поисковую систему компании AOL 1 мая 2002 года: 'На каждой странице сети, объединившей 34 миллиона абонентов, появилось маленькое окошко с надписью 'Search Powered by Google' (поиск по технологии Google)'. Чтобы заключить сделку, Google пришлось предоставить AOL 'очень серьезные финансовые гарантии', включая и долю в капитале.
И кто теперь будет всерьез говорить о том, что интернет-провайдеры попробуют брать плату за преимущественный доступ к поисковикам? Если законы об интернет-нейтралитете и будут приняты, то они разрушат те самые основы, на которых поднимался Google. Сегодня эта компания, которой всего семь лет, уже обслуживает около половины всех поисковых систем Интернета. Доля ближайшего преследователя Yahoo вдвое меньше, что наверняка должно привлечь внимание хоть кого-нибудь из тех, кто рассматривает вопрос о слиянии Google и YouTube в антимонопольных органах, и убедить всех остальных, что к аргументам за 'нейтралитет Интернета' стоит присмотреться повнимательнее.
'Знамя Любви и Дружбы', которым всю свою жизнь размахивает Google, оказывается, принесло ему неплохую прибыль. За созданный Google общественно полезный продукт его основатели действительно заслуживают всяческих похвал. Но позиция компании по вопросам политики Интернета не должна вступать в противоречие с ее собственной бизнес-моделью. В конце концов, инновационное развитие Сети требует рыночных механизмов, предусматривающих в том числе и консолидацию независимых операторов и их продуктов. Это не просто рыночный принцип, это 'исходный код' Интернета. Его сколько угодно можно называть 'открытой системой', но после покупки YouTube все ясно как день, потому что теперь Google получает возможность разрабатывать продукт, которого нет ни у Yahoo, ни у Microsoft, ни у NewsCorp, ни у других конкурентов. С точки зрения инвестора - идет война не на жизнь, а на смерть. Но пользователя-то все устраивает. Нет?
Автор статьи - преподаватель права и экономики, а также директор Проекта 'Информационная экономика' (Information Economy Project) Национального центра права и технологий (National Center for Technology and Law) в Университете Джорджа Мейсона (George Mason University).
_____________________________________________________
5 причин, по которым Google покупает YouTube ("VentureBeat", США)
Эти незаменимые 'старые' СМИ ("Los Angeles Times", США)