Решение Газпрома самостоятельно разрабатывать гигантское месторождение природного газа Штокмановское явилось последним из решительных шагов, предпринятых Россией для усиления контроля над своими богатыми природными ресурсами.
Но обладает ли государственная монополия Газпром технологиями, необходимыми для разработки этого самого крупного и самого удаленного газового месторождения, или Москва взялась за непосильную задачу?
Аналитики считают, что 'перепрофилирование' Штокмановского проекта с узла, снабжающего США сжиженным природным газом (СПГ), учитывая, что в области СПГ у Газпрома нет большого опыта, в предприятие, поставляющее трубопроводный газ в Европу, намного облегчает задачу.
Фрэнк Хэррис (Frank Harris), аналитик Wood Mackenzie, эдинбургской компании, специализирующейся на консалтинге промышленных предприятий, оптимистично оценивает ситуацию: "Посмотрите на некоторые проекты, уже реализованные Газпромом. Видите? У него есть экспертиза. Вариант с трубопроводными поставками газа - это именно то, что ему нужно".
Но даже если это действительно так, компанию впереди ожидают много трудностей, что позволило руководителю одной нефтяной компании заявить, что у Газпрома нет ни малейшего шанса реализовать этот проект в одиночку.
Организация тендеров и выстраивание цепи поставок в столь отдаленном месте само по себе дело непростое, но труднее всего будет транспортировать непереработанный природный газ с глубины 500 метров в Арктике до ближайшего берега.
Если Газпром потерпит неудачу, ему будет сложно в дальнейшем претендовать на статус международной компании, стоящей на одном уровне с крупнейшими энергетическими корпорациями Европы и США.
Даже если Газпром удачно реализует трубопроводный проект на Штокмановском месторождении, ему придется повременить со своими планами стать серьезным игроком на рынке СПГ.
Для России же даже неудача с транспортировкой газа будет означать не только утерянную прибыль для казны государства, но и более серьезные трудности с удовлетворением спроса со стороны европейских заказчиков.
Судя по всему решение о смене конечного пункта транспортировки газа со Штокмановского месторождения приведет к ослаблению конкуренции между многочисленными поставщиками, которые, как предполагается, будут сражаться за рынок США в начале и середине следующего десятилетия.
По прогнозам министерства энергетики США мощность терминалов по приему СПГ утроится к 2015 году, правда затем темпы роста замедлятся. По реалистичным прогнозам отгрузки СПГ со Штокмановского месторождения должны были начаться в 2014-2017 году.
Г-н Хэррис считает, что это могло стать одной из причин, почему Газпром передумал отгружать газ со Штокмановского месторождения в США. 'Может быть, Газпром изучил прогнозы для основных рынков США и решил, что на европейских рынках условия лучше', - говорит он.
Для мирового рынка СПГ решение Газпрома пойти по 'трубопроводному пути' означают ежегодную 'прореху' в объеме 30 млн. тонн в то время, когда задержки в реализации других проектов уже порождают опасения в дефиците СПГ.
Именно из-за подобных проблем международные энергетические компании и могут вернуться в проект.