Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Наступил момент истины

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Если сравнивать разные исторические периоды, то эпоха, наступившая после окончания 'холодной войны', представляется одной из самых благополучных. Крушение коммунизма, распространение демократии и рыночной экономики, общая стабильность на мировой арене, достигнутая и поддерживаемая благодаря американской мощи - все это создало условия, в которых Китай и Индия получили возможность осуществить свой 'мирный взлет', Америка процветает, а Европа вновь стала единой и свободной

Если сравнивать разные исторические периоды, то эпоха, наступившая после окончания 'холодной войны', представляется одной из самых благополучных. Крушение коммунизма, распространение демократии и рыночной экономики, общая стабильность на мировой арене, достигнутая и поддерживаемая благодаря американской мощи - все это создало условия, в которых Китай и Индия получили возможность осуществить свой 'мирный взлет', Америка процветает, а Европа вновь стала единой и свободной.

Конечно, мы видели и другое - теракты 11 сентября, этнические чистки в Боснии, растущее могущество 'нефтяных диктаторов' и бесконечные войны в Африке; все это отнюдь не мелочи. Но в общем и целом, по сравнению с ядерным противостоянием и массовыми репрессиями времен 'холодной войны', в эпоху, наступившую после ее окончания, большинству жителей планеты, несомненно, живется лучше.

Увы, она, возможно, подходит к концу. Да-да, отнюдь не исключено, что будущие историки когда-нибудь напишут: эпоха после окончания 'холодной войны' началась 9 ноября, и закончилась 9 октября. Вспомним, именно 9 ноября 1989 г. пала Берлинская стена: это событие символизировало наступление новой эры. А 9 октября 2006 г. Северная Корея, по всем признакам, провела испытания ядерной бомбы, что, вполне возможно, означает - эпоха после завершения 'холодной войны' уходит в прошлое, и на смену ей идет новый, куда менее спокойный период.

Если события и дальше будут развиваться в том же направлении, у этого периода будет три характерные черты. Первой из них станет распространение ядерного оружия в Азии - процесс, который скорее всего спровоцируют ядерные игрища Пхеньяна. Когда Ким Чен Ир вызывающе демонстрирует всему миру, что у него есть атомная бомба, как долго Япония, Тайвань и Южная Корея будут воздерживаться от создания собственного ядерного оружия? Вторым важнейшим фактором в новой ситуации станет ядерный Ближний Восток. Иран скорее всего последует примеру Северной Кореи, и если у персов-шиитов появится бомба, суннитские арабские государства - Саудовская Аравия, Египет, даже Сирия - тоже постараются обзавестись ядерным арсеналом. Третий фактор - постепенный распад Ирака, страны, расположенной в самом сердце арабского мира, и его дестабилизирующее воздействие на нефтяные цены и рост террористической угрозы.

Под их совокупным воздействием ситуация в мире станет куда более опасной и непредсказуемой, если, конечно. . . Если что? Если Китай и Россия не поймут, что мироустройство, сложившееся после окончания 'холодной войны', основанное на преобладающей мощи США, куда меньше угрожает их интересам, чем новая, непредсказуемая эпоха, и не начнут проводить последовательную политику. Да, вы не ослышались - конца эпохи после завершения 'холодной войны' можно избежать, если Россия и Китай преодолеют двойственное отношение к американскому могуществу, а команда Буша - двойственное отношение к событиям в Иране и Северной Корее.

Почему, спросите вы? В том, что касается Северной Кореи и Ирана, от США мало что зависит. Мы уже исчерпали весь набор односторонних санкций, призванных вынудить правящие режимы этих стран отказаться от ядерных авантюр. Единственные страны, способные на них повлиять - это Китай и Россия. Если бы Пекин заявил Пхеньяну, что он должен демонтировать свою ядерную программу и допустить инспекторов ООН на ядерные объекты, пригрозив в противном случае прекратить поставки энергоносителей и продовольствия, Ким Чен Ир пошел бы на попятную. В конце концов, он не самоубийца. Если же Китай не выступит с этой недвусмысленной угрозой, Северная Корея станет ядерной державой, а за ней последуют и другие страны Азии - что не сулит ничего хорошего для перспектив экономического роста в Китае. Аналогичным образом, если бы Китай и Россия четко разъяснили Тегерану, что присоединятся к самым жестким санкциям ООН, если иранская ядерная программа не будет приостановлена, тамошние аятоллы тоже пошли бы на уступки. Ведь тогда и европейцам хватило бы духу присоединиться к санкциям, и Тегерану пришлось бы столкнуться с единым фронтом мирового сообщества.

Конечно, в обоих случаях очень большое значение имело бы также заявление администрации Буша о том, что она преодолела внутренние разногласия и в отношениях с Северной Кореей и Ираном будет стремиться сменить их политику, а не правящие режимы, что она готова предоставить им четкие гарантии безопасности, если оба государства откажутся от ядерных программ, и этот факт будет подтвержден международными экспертами. Когда администрация не может решить, чего она хочет - смены политики, или смены режимов, она не добивается ни того, ни другого. Именно в такой ситуации оказалась сегодня команда Буша.

Итак, благодаря северокорейским ядерным испытаниям момент истины, наконец, наступил. Сделать выбор необходимо не только нам, но и Москве с Пекином. Они постоянно требуют, чтобы проблемы решались путем 'коллективных' действий. Что ж, теперь мы выясним, готовы они участвовать в эффективных коллективных санкциях против Ирана и Северной Кореи, благодаря которым отпадет необходимость в 'односторонних' военных акциях США. Если Россия и Китай хотят, чтобы нынешняя эпоха продолжалась, они не могут и дальше ехать в нашем общем 'автобусе' бесплатно - выступая одновременно и против американского 'унилатерализма', и против эффективного 'коллективизма', который требует от них малоприятных решений. Пора вносить свою лепту в поддержание нынешней ситуации. Если они это сделают, относительно благополучная эпоха, последовавшая за окончанием 'холодной войны', возможно, не закончится. В противном случае, если они пожелают продолжить 'бесплатную поездку', забуксует все мировое сообщество - США не могут в одиночку вести наш 'автобус' вперед, особенно когда дорога становится столь опасной. И тогда нам придется объявить конечную остановку.

____________________________________________________________

Северная Корея - не наша забота ("Los Angeles Times", США)