Thursday October 12, 2006
После убийства журналистки Анны Политковской в России воцарилось страшное молчание и возник информационный вакуум о тех темных и мрачных сферах, о которых мы так мало знаем. Никто еще не писал о Северном Кавказе и о происходящих там нарушениях прав человека так, как она. Ее репортажи было тяжело читать. Но Политковской удавалось добиваться своего лишь благодаря тому, что она сама была нелегким человеком.
Начиная с 1999 года, она совершила десятки поездок в Чечню и прилегающие регионы. Она писала о взрывах бомб, о лагерях пыток, о похищениях людей и о коррупции во время второй чеченской кампании Москвы. Поскольку остальные российские средства массовой информации придерживались официальной линии, а западным журналистам въезд в зону военных действий был практически закрыт, порой казалось, что все новости из Чечни мы получаем благодаря репортерской деятельности лишь одной выдающейся женщины-журналиста. Для нее слабым утешением был тот факт, что она получила целую полку западных журналистских наград. Похоже, Политковская проявляла интерес к церемониям награждения лишь как к форумам, дававшим ей возможность напомнить Западу, что он хоть что-то должен делать в отношении Чечни. Но здесь ее почти всегда ждало разочарование.
В последнее время война там пошла на спад, и президенту Путину более или менее удалось уничтожить мятежное сепаратистское движение. Дала о себе знать усталость от войны. На значительной части чеченской территории сегодня мир, и наконец-то началась работа по восстановлению города Грозного.
Однако остается масса причин для беспокойства. Политковская была первым журналистом, глубоко изучившим путинское оружие наведения порядка в Чечне: жестокое правительство, возглавляемое промосковским премьер-министром Рамзаном Кадыровым, который никому не подотчетен. По ночам в Чечне исчезают люди, и подозрение падает на его спецслужбы. Кадыров, выразивший сожаление в связи с убийством Политковской, был ей особенно ненавистен. "Кадыров должен предстать перед судом", - твердо заявила она в последний раз, когда я видел ее - на конференции в Швеции три недели назад.
Как показывают репортажи Политковской, Чечня стала более мирной, но остальной Северный Кавказ - более неспокойным. Высок уровень безработицы, местная элита коррумпирована, усиливается политическое насилие, зачастую с исламским оттенком.
Обладая острым видением реальности, Политковская точно определила суть главной проблемы региона, являющегося слабым местом в самом сердце путинской России. Это безнаказанность и отсутствие возможности у тысяч людей найти справедливость, когда нарушаются их права. В Швеции я слышал, как она говорила о десятках молодых людей, "названных террористами" в ходе сфабрикованных судебных дел на Северном Кавказе. В суде их никто по сути дела не защищал, и теперь они отбывают длительное и безжалостное наказание в российских тюрьмах. Если им когда-то удастся выйти оттуда, они совершенно естественно обратятся к мести и политическому насилию.
В России существует более масштабный дефицит справедливости. Представители власти любят подчеркивать, что сегодня Россия является частью европейской системы правосудия, поскольку все ее суды подотчетны страсбургскому. Это хорошая весть, но в последние годы адвокатам и членам семей чеченцев, которые бросили вызов российскому государству, обратившись в Европейский суд по правам человека, постоянно угрожают.
Справедливость нуждается в защите, и Политковская сообщала о таинственной гибели тех, кто открыто выступал против авторитарных тенденций в России. Этот список был очень длинным. Были застрелены два либеральных депутата российского парламента - Галина Старовойтова и Сергей Юшенков. В Чечне была убита глава сельской администрации - замечательная женщина Малика Умажева, попытавшаяся защитить жителей своего села от отрядов карателей. Политковская писала о ее гибели страстно и точно. Сейчас она мертва, и причиной ее гибели стало то, о чем она так красноречиво предупреждала.
Томас де Вааль - кавказский редактор Института по исследованию проблем войны и мира, автор предисловия к книге Анны Политковской "Грязная война".
____________________________________________________________
Логика убийцы ("The Baltimore Sun", США)
Сдержанная реакция Запада говорит о многом ("The Guardian", Великобритания)