В адрес западных фирм, осваивающих гигантские месторождения нефти и газа в России, раздаются огульные обвинения в нарушении природоохранных норм. Однако многие видят за этой весьма прозрачной ширмой намерение Кремля разорвать контракты, подписанные в 90-х годах на условиях, которые сегодня Россия считает невыгодными. Давление оказывается на операторов целых четырех проектов - все они контролируются иностранными компаниями. Получается, что либо они передают пакеты акций российским государственным компаниям, либо их ждут финансовые санкции, которые могут полностью разрушить их планы.
Российская сторона - при поддержке экологических организаций - утверждает, что вопросы, возникающие к природоохранной стороне проектов, вполне законны, однако эксперты считают, что, прикрываясь ими, государство пытается обеспечить переход проектов под контроль государственных компаний.
- Нам известно, что Министерству природных ресурсов были отданы специальные указания начать эту кампанию, - считает эксперт отраслевого журнала Russian Energy Weekly Михаил Крутихин. - Экологическое оружие они используют с целью либо добиться пересмотра условий этих контрактов в пользу России, либо заставить [западные компании] ввести в проект [государственную газовую компанию] 'Газпром' в качестве партнера, причем на условиях самого 'Газпрома'.
Месяц назад Министерство природных ресурсов приостановило действие экологической лицензии на проект 'Сахалин-2', выданной крупному международному консорциуму во главе с компанией Royal Dutch Shell, на сегодняшний день вложившему в проект 20 миллиардов долларов. Природоохранные органы дали добро на начало освоения месторождений на острове Сахалин, экспорт сжиженного природного газа (СПГ) с которых в Азию и США планировалось начать с 2008 года, еще в 2003 году, однако сейчас российские чиновники говорят о крупномасштабных экологических нарушениях.
Главный 'природоохранник' министерства Олег Митволь, приехавший на прошлой неделе на Сахалин, вулканический остров в Тихом океане, заявил, что, разрабатывая сосредоточенные там 45 миллиардов баррелей нефтяного эквивалента, компания Sakhalin Energy нанесла российской природе ущерба на 50 миллиардов долларов.
- Проект должен быть остановлен, все здесь нужно переделывать, - заявил Митволь в беседе с журналистами. - Мы хотим, чтобы за каждое дерево и за каждую реку, которым нанесен ущерб, возбуждалось уголовное дело.
Позицию Кремля поддерживают многие независимые экологи. Директор российского отделения общества Greenpeace Иван Блохов также был на прошлой неделе на Сахалине и делится впечатлениями от увиденного на 'Сахалине-2'.
- [Этот проект] один из самых худших, которые я видел в России, и здесь я не разделяю российские и иностранные компании.
По его словам, компания нарушила обязательство приостанавливать бурение на морских платформах в течение трех месяцев в году, когда к Сахалину на кормление приплывают редкие серые киты. Также компания незаконно изменяла маршруты трубопроводов, валила деревья целыми лесами и бульдозерами разрушала русла рек, необходимых для нереста лососевых рыб.
Блохов и другие российские экологи утверждают, что они не 'играют за Кремль', а просто делают свою работу.
- Не думаю, что 'Газпром' будет лучше, чем Shell, - говорит Блохов. - Но хорошо уже то, что сейчас на них направлено внимание общественности, поэтому они уже не смогут работать как раньше.
На прошлой неделе Москва начала еще одну экологическую проверку - на этот раз на объектах международного проекта 'Сахалин-1', разрабатываемого под руководством компании Exxon Mobil. В рамках этого проекта на севере острова уже начата добыча нефти, объемы которой к концу года планируется нарастить до 250 тысяч баррелей в сутки.
Согласно заявлению генеральной прокуратуры России, она также расследует деятельность совместной российско-британской компании 'ТНК-ВР', которую подозревают в нарушении законодательства и экологических требований при разработке крупного Ковыктинского (в тексте Kovytka - прим. перев.) месторождения газа, доказанные запасы на котором составляют 2 триллиона кубометров газа. Под раздачу попала и французская компания Total, разрабатывающая в Заполярье Харьягинское месторождение.
С другой стороны раздаются мнения, что, хотя проблемы с охраной природы действительно есть, правительство в своих действиях руководствуется скорее желанием усилить свой контроль над проектами и получить с них больше прибыли.
- Российское правительство хочет получить от Сахалина больше денег, а 'Газпром' хочет контролировать весь экспорт газа из России, - считает аналитик российской компании 'Росбизнесконсалтинг' Дмитрий Коптюбенко. - Экологические проблемы действительно существуют, но российское правительство поднимает их для достижения других целей.
Специалисты полагают, что основная причина происходящего - недовольство Кремля так называемыми СРП, соглашениями о разделе продукции, подписанными в большинстве перечисленных случаев в середине 90-х годов, когда цены на нефть были низкими, и у России для самостоятельного освоения этих вновь открытых запасов не было ни средств, ни технологий. По словам российских чиновников, больше всего трений вызывает один 'унизительный' пункт, в соответствии с которым компании получили право не платить правительству роялти, пока не будут покрыты их собственные инвестиционные издержки. Представители России утверждают, что на практике это позволило компаниям чересчур увлечься раздуванием проектных смет. Месяц назад Shell объявила, что издержки по 'Сахалину-2' выросли с 9,8 миллиарда долларов уже до 22 миллиардов.
- Эти затраты они пытаются навесить на Россию, чему мы, естественно, сопротивляемся, - заявил на прошлой неделе в интервью государственной 'Российской газете' Сергей Федоров из Министерства природных ресурсов. Также он обвинил иностранные компании в затягивании работ и сообщил, что оператор 'Сахалина-1' также представил проект, в котором смета существенно завышена.
- А это значит, что нефть добываться не будет, и, значит, своей прибыли Россия не получит, - сказал он.
Эксперты предполагают, что, если компании согласятся на пересмотр соглашений или на введение в состав участников проектов крупных российских компаний, в частности, 'Газпрома', все экологические проблемы, скорее всего, разрешатся очень быстро.
- Кремль изо всех сил стремится к тому, чтобы вся добыча углеводородов сосредоточилась в руках [государственных компаний] 'Газпром' и 'Роснефть', - полагает Артем Кончин, аналитик московской компании 'Атон'. - Поэтому неудивительно, что, чтобы обеспечить 'Газпрому' участие в 'Сахалине', они используют все средства, которыми располагают.
Хотя давать прогнозы относительно результата нынешнего противостояния эксперты отказываются, большинство из них считает, что западу придется смириться с тем, что 'кремлевский капитализм', предусматривающий политический контроль над стратегическими ресурсами России, пришел всерьез и надолго. Уже на этой неделе 'Газпром' потряс мировые рынки нефти и газа своим заявлением о том, что разработку огромного Штокмановского месторождения в Арктике, прогнозные запасы на котором составляют 4 триллиона кубометров газа, он будет вести в одиночку, сославшись на то, что иностранные компании 'не предложили ничего адекватного'.
- Новое правило такое: 51 процент всегда принадлежит России, - говорит Эл Брич (Al Breach), начальник российского исследовательского отдела глобальной инвестиционной компании UBS. - Дело не в деньгах как таковых. Дело в контроле.