Постыдное убийство в Москве журналистки Анны Политковской лишний раз напоминает нам о глубине того кризиса, в состоянии которого по-прежнему находится Россия. Страна не решила ни одну из трех фундаментальных задач, обозначенных 20 лет назад в момент начала политических реформ: разработка стратегии развития, установление достойной политической системы ('демократической') и определение своей роли и места в мире. Бросая взгляд на эти 20 лет кризиса и отхода от модернизации системы, мы по-прежнему не можем ответить на вопрос, осталось ли худшее позади или все еще ждет нас.
Благодаря высоким ценам на нефть складывается впечатление, что все не так уж и плохо. Начиная с 1999 года, ежегодные темпы роста российской экономики составляют 6%, но другие основные показатели не обманывают: две трети россиян живут за чертой бедности или близко к ней, средняя продолжительность жизни среди мужчин составляет 59 лет и ежегодно численность населения страны уменьшается на 700000 человек.
При Путине российское общество получило возможность отдохнуть от состояния громадного стресса, пережитого им в девяностых годах, когда все (накопления, цены, ценности, границы) исчезло в один момент. Популярность Путина связана с этой передышкой, которая стала возможна благодаря хрупкой и обманчивой стабильности, но проблемы решены не были. Богатства страны не распределяются между всеми, отсутствует социальная политика, а инвестиции в области экономики и инфраструктуры все еще на 30% ниже уровня 1990 года.
Из-за огромного количества ядерного, химического и биологического оружия, подводных лодок и опасных предприятий, доставшихся стране в наследство от Советского Союза, опасность серьезных технологических катастроф сохраняется на уровне не ниже существовавшего в годы 'холодной войны'. Отойдя от однопартийной системы, Россия сохранила систему 'самовластия', по сути своей враждебную к плюрализму. В отличие от других бывших соцстран из своего окружения - Белоруссии, Украины или Монголии - Россия не знала смены правления (когда к власти приходит оппозиция), произошедшего в результате выборов. Государственные институты здесь слабы, исполнительная власть назначает преемников, а население подтверждает это назначение.
Хуже всего то, что в подобных российских неудачах в значительной степени виноват Запад.
В последние 20 лет Запад сделал все возможное, чтобы воспользоваться слабостью России. Официально считается, что 'холодная война' завершена, однако в действительности отношения, характерные для той эпохи, по-прежнему сохраняются: несмотря на все попытки скрыть этот факт, Россия все еще считается основным стратегическим противником Соединенных Штатов.
Прикрываясь разговорами о разрядке напряженности, Соединенные Штаты вели себя самым безответственным образом, делая все возможное для дестабилизации этой страны, проводя военную и геополитическую оккупацию того пространства, которое Россия оставляла ввиду своей слабости - начиная с Балкан и заканчивая Балтийским регионом, включая Кавказ и Среднюю Азию. Даже Украина определяется сегодня как часть американской 'зоны безопасности'. Нынешнее кольцо военного окружения сжимает Россию гораздо плотнее, чем в советскую эпоху. На территории половины из 14 бывших советских республик присутствуют либо американские военные базы, либо базы НАТО, а границу между Россией и Литвой патрулируют самолеты из Альбасете. Рамки стратегических соглашений о нераспространении ядерного вооружения и разоружении нарушены.
Результатом стала Россия, настроенная против Запада настолько же сильно или даже сильнее Советского Союза. Россия с явными признаками национализма и ксенофобии, с проявлениями авторитаризма внутри страны, и глубоко убежденная в том, что весь мир уважает лишь силу, и именно эту силу, в меру своих возможностей, она и намерена демонстрировать.
Соответствующая политика Европы, озабоченной миром и европеизацией России, должна способствовать умиротворению этой страны, а не ее геополитическому окружению. Она должна способствовать ее демилитаризации, а не перевооружению. Единственным средством лечения этой дикой России является отказ от травли последних 20 лет, которая лишь усугубляет ее дикость. Необходимо сделать выбор в пользу гипократовского принципа 'Не навреди!'. У меня нет уверенности в том, что европейские структуры извлекут подобный урок из совершенного в Москве подлого убийства мужественной и честной журналистки.
Рафаэль Пош с 1988 по 2002 гг. был московским корреспондентом газеты 'La Vanguardia'
_____________________________________________
Одичавшая Россия ("Le Monde", Франция)
Россия самостийная ("Die Welt", Германия)