В 2000 году, когда компания Airbus объявила, что собирается строить самый большой в мире пассажирский авиалайнер, практически все согласились, что новый А380 на 555 пассажиров станет темой множества разговоров во всем мире. Что ж, они были правы - вот только разговоры не совсем те, что надо.
'Триста восьмидесятому' пока еще рано переворачивать рынок международных перевозок, летая по нескольку раз кряду между Лос-Анджелесом и Австралией с рекордным числом пассажиров на борту. Если не считать нескольких опытных экземпляров, ни один A380 пока не вырулил к галереям новых сверкающих терминалов, выстроенных специально под него. Зато история этого самолета уже превратилась в популярную страшилку о том, как государственными субсидиями можно убить способность компании конкурировать на мировом уровне. Создается даже впечатление, что EADS, материнская компания Airbus, не очень-то и рвется решать его проблемы, опасаясь, скорее всего, нажить собственных с правительствами сразу двух стран, накачавших программу разработки A380 льготными ссудами на 3 миллиарда долларов.
Сначала в самолете возникли проблемы с укладкой проводки, общая длина которой составляет более трехсот миль. Из-за этого поставка заказчикам машин, которые по основному плану должны были возить пассажиров через океаны уже сейчас, задержалась почти на два года, в результате чего Airbus в течение следующих четырех лет потеряет более 6 миллиардов долларов прибыли. В июле месяце EADS добилась увольнения генерального директора Airbus и назначения на его место Кристиана Штрайфа (Christian Streiff), немедленно указавшего провести проверку исполнения программы. По ее итогам Штрайф определил, что дело не только в сложностях с проводкой, но и в том, что один и тот же самолет проходит окончательную сборку в двух городах - немецком Гамбурге и французской Тулузе. Штрайф заявил, что сборочный завод должен быть один, однако для этого нужно было бы уволить множество рабочих во Франции или Германии, а миллиарды долларов субсидий Airbus давали правительства обеих стран. Поэтому EADS с ходу отвергла план Штрайфа по оптимизации производственного процесса и, к большому сожалению для компании, в понедельник он уволился.
А пока Airbus не занимался ничем, кроме A380, Boeing разработал самолет среднего размера, но очень экономичный и 'дальнобойный' - Dreamliner 787. Он должен начать поступать к заказчикам с 2008 года, а Airbus еще даже не начал строить обновленную версию A350, который мог бы конкурировать с Dreamliner'ом.
Только не поймите неправильно: никто не хочет сказать, что A380 - плохой самолет. В масштабе нескольких десятилетий он может принести производителю ошеломляющий успех. Однако для того, чтобы программа 'триста восьмидесятого' наконец заработала, Airbus и EADS придется срочно предпринимать серьезные меры. Если они начнут с отказа от государственных субсидий, то смогут более эффективно противостоять политическому давлению, которое мешает успешно и быстро строить A380.