Россия с все большей уверенностью разыгрывает свой 'энергетический' козырь в отношениях с ЕС, который потребляет 30% импорта природного газа. И похоже, в этом отношении Кремлю не мешают ни критика Запада по поводу ухудшения отношений с Грузией, зажима свободы слова, недавнего убийства известной российской журналистки Анны Политковской. Все эти вопросы в какой-то мере обсуждались на шестой встрече российского президента Владимира Путина с немецким канцлером Ангелой Меркель в Дрездене. Но главной темой переговоров все-таки были поставки российского газа в Европу. Российский президент пообещал Германии двойную порцию газа. После введения в строй Северо-Европейского газопровода Россия будет поставлять в Германию 95 млрд. кубометров газа в год. 'Мы поставляем в Германию сегодня около 40 млрд. кубометров газа. Если мы построим Северо- Европейский газопровод, то в 2010 году дополнительно в Германию поставим 27,5 млрд., а через два-три года еще 27,5 млрд. То есть к 40 млрд. добавятся еще 55 млрд.', - цитирует Путина германская газета Sueddeutsche Zeitung. Российский президент выразил уверенность в том, что Германия не только целиком и полностью закроет все свои нарастающие потребности, но и станет сама крупным распределительным центром газа для других европейских стран.
Тем не менее над участниками германо-российской конференции в Дрездене, где присутствовали Путин и Меркель, все-таки довлело резонансное убийство российской журналистки. Форум, в работе которого принимали участие 40 известных немецких и российских журналистов и медиаэкспертов, опубликовал меморандум, в котором осудил убийство Политковской. Немецкий канцлер Ангела Меркель сказала, что убийство российской журналистки потрясло общественность в Германии. Она призвала Путина сделать все, чтобы раскрыть убийство, так как это продемонстрирует насколько высоко ценится свобода прессы в России. Многие депутаты немецкого парламента от оппозиции призывают правительство страны более активно критиковать Кремль за нарушения прав человека в России. Они обвиняют Москву в агрессивном отношении к бывшим советским республикам, в частности, к Грузии. Убийство Анны Политковской многие немецкие парламентарии и правозащитники считают признаком серьезной опасности, которая грозит независимым средствам массовой информации в России под властью Путина.
Со своей стороны, российский президент назвал убийство 'омерзительным преступлением' и сказал, что 'кто бы его ни совершил, это не должно остаться безнаказанным'. В то же время настораживают оценки Путиным роли погибшей журналистки. По его словам, 'взгляды госпожи Политковской были радикальными', но 'степень ее влияния на политическую жизнь в стране была крайне незначительной'. Кроме того, отвечая на вопрос о смерти Анны Политковской и редактора журнала 'Форбс' Пола Хлебникова, Путин сказал, что российское руководство располагает данными о подготовке провокаций против России. 'У нас есть информация, и она достоверная, что многие люди, которые прячутся от российского правосудия, давно вынашивают идею принести кого-то в жертву, чтобы создать волну антироссийских настроений в мире', - заявил президент РФ.
Похоже, в России не понимают или не хотят понимать обеспокоенности Запада. Наверное, не услышан ими совет сторонника партии Меркель, эксперта по внешней политике Андреаса Шокенхоффа, который отметил, что открытое и плюралистичное гражданское общество необходимо России, чтобы она смогла полностью реализовать свой потенциал. 'Это также подразумевает наличие независимой и свободной прессы', - слова немецкого эксперта телеканалу ZDF. Многие присутствовавшие на конференции представители российской власти обвинили немецкие СМИ в 'некорректных сообщениях'. В своем эмоциональном выступлении российский посол в Германии Александр Котенев обвинил немецкие СМИ в развертывании 'кампании' против его страны.
Все это, очевидно, не сильно испортило атмосферу переговоров между Путиным и Меркель, акцентировавших внимание на важности нового партнерского соглашения между ЕС и Россией, которое должно быть заключено в начале следующего года, во время начинающегося с января полугодового председательства Германии в ЕС. Меркель заявила, что в новом соглашении будет уделено дополнительное внимание энергетической политике, и призвала Россию подписать с ЕС отдельный энергетический договор. Путин назвал Германию главным энергетическим партнером среди стран ЕС и заявил, что эта страна в будущем будет выполнять роль 'центра распределения энергии' в ЕС, имея в виду российскую нефть и газ.
Как отмечают аналитики, несмотря на главенствующую роль в подписании соглашений с ЕС, немецкому правительству только предстоит выработать четкую стратегию в отношении Москвы. Франк- Вальтер Штайнмайер, министр иностранных дел, настаивает, что ЕС следует привязывать Россию к Европе. Как сказано во внутреннем документе министерства о стратегии будущих российско-европейских отношений, просочившемся в прессу в прошлом месяце, 'целью (нового партнерского соглашения с ЕС) должно быть усиление связи ЕС с Россией до такой степени, что ее связь с большой Европой станет неразрывной'.
Создается впечатление, что данный документ отражает стремление сблизиться с Россией, появившееся при прошлом канцлере Герхарде Шредере, у которого были хорошие личные отношения с Путиным. Штайнмайер был его ближайшим советником и руководителем аппарата.
Документ министерства иностранных дел также утверждает, что при укреплении связей России с ЕС 'процесс изменений в России также будет усилен'. Меркель установила с Путиным более сдержанные отношения и пока не подписала данный документ, однако заявила в Дрездене, что Москву несомненно следует рассматривать как 'стратегического партнера' Германии.
N?175, п'ятниця, 13 жовтня 2006