Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Цена "мира" в Чечне - убийства и пытки

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Официально Чечня по-прежнему называется "зоной контртеррористической деятельности", многие утверждают, что она быстро становится "обычной" частью Российской Федерации. Однако последнее расследование Политковской нарисовало совсем иную картину. В нем звучит мысль о том, что "мир", о котором так много трубил Кремль, покупается за неприемлемую цену

Вызывающие ужас и лишающие покоя материалы последнего журналистского расследования Анны Политковской в контролируемой Россией Чечне, над которыми она работала до самого момента своей гибели в субботу, увидели свет.

Вполне в духе репортера, завоевавшего себе славу благодаря критичному и нелицеприятному освещению событий в мятежном южном регионе и попыток России подавить существующие там сепаратистские настроения, ее лебединая журналистская песня стала убийственным обличением тех методов, с помощью которых управляют Чечней.

Похоже, что последние часы своей жизни она посвятила составлению списка нарушений прав человека, пыток и убийств подозреваемых в террористической деятельности, за которые несут ответственность поддерживаемые Россией чеченские власти.

Русские с 1994 года провели в Чечне две войны, чтобы сохранить эту республику в пределах своих границ. Теперь они заявляют, что на этой территории вполне мирная обстановка, и начался серьезный процесс восстановления.

Жесткий подход Москвы к этой населенной в основном мусульманами республике был одобрен лично президентом Владимиром Путиным.

Именно Путин в 1999 году, будучи тогда премьер-министром, инициировал начало второй чеченской войны.

Этот бывший руководитель российской службы безопасности всегда в очень жестком тоне говорил о Чечне.

"Мы будем преследовать террористов везде, - произнес он свою знаменитую фразу в 1999 году, - поймаем в сортире, и в сортире замочим".

Под его руководством столица Чечни Грозный была неоднократно подвергнута ковровому бомбометанию и начала напоминать лунный пейзаж. А в одном из первых телерепортажей, освещавших деятельность Путина на посту президента, было показано, как он вручает охотничьи ножи военнослужащим, проходящим службу в Чечне.

С одной стороны, его бескомпромиссная позиция дала результат. Кремль давно уже утверждает, что война в Чечне закончилась, и что теперь проводятся лишь "зачистки". Впервые за долгое время в этих словах есть большая доля правды.

Хотя боевики по-прежнему убивают в засадах российских солдат, эти нападения носят случайный характер, и потери от них невелики.

Кроме того, после захвата школы в Беслане в 2004 году, который заставил многих сторонников повстанцев на Западе в ужасе отвернуться от них, боевики не провели ни одного крупного теракта.

В этом году при таинственных обстоятельствах погиб Шамиль Басаев, самый страшный полевой командир мятежников и так называемый "бесланский палач".

Согласно заявлениям русских, количество боевиков, прячущихся в покрытых туманом горах Чечни, не превышает 600 человек.

Перевес сил явно не в их пользу - Россия держит в Чечне около 50000 военнослужащих федеральных сил, а также имеет в своем распоряжении 25000 лояльных чеченских бойцов.

Россия почувствовала себя настолько уверенной, что вывела из республики значительную часть своих сил и передала функции повседневного управления Чечней поддерживаемому Москвой и состоящему из чеченцев правительству.

Хотя официально Чечня по-прежнему называется "зоной контртеррористической деятельности", многие утверждают, что она быстро становится "обычной" частью Российской Федерации.

Однако последнее расследование Политковской нарисовало совсем иную картину. В нем звучит мысль о том, что "мир", о котором так много трубил Кремль, покупается за неприемлемую цену.

Содержание ее последней статьи заставило бы очень неуютно себя почувствовать людей в высоких сферах, и многие россияне подозревают, что ее могли убить за то, что она обнаружила в ходе журналистского расследования.

Это может вызвать споры, но она публично призывала привлечь к суду пользующегося поддержкой Кремля премьер-министра Чечни Рамзана Кадырова за его причастность к пыткам и убийствам подозреваемых в террористической деятельности. Кадыров признавал, что ему не нравятся статьи Политковской о нем, однако он отрицал какую бы то ни было причастность к ее смерти, заявив, что никогда "не сводит счеты" с женщинами.

Фрагменты статьи, которую она писала перед смертью, были вчера опубликованы в либеральной российской "Новой газете", где работала Политковская.

В связи с ее убийством никого не арестовали, хотя кадры, снятые камерой наружного наблюдения говорят о том, что за ней вели слежку четыре человека. Затем в манере "заказного убийства" она была застрелена в лифте в подъезде собственного дома человеком в бейсболке.

"Новая газета" уже назвала Кадырова главным подозреваемым, хотя ее коллеги соглашаются и с тем, что ее могли убить, стремясь очернить самого Кадырова.

В этом месяце Кадырову исполнилось 30 лет, что дает ему право быть избранным в президенты Чечни. Это довольно спорная фигура. Он командует 25-тысячной армией, и многие люди хотели бы, чтобы Путин отказался от своей поддержки премьер-министра.

Но сегодня ситуация такова, что позиции Кадырова кажутся неуязвимыми, и есть намеки на то, что к концу года он станет чеченским президентом.

Возможно, это совпадение, но бородатый премьер праздновал свой день рождения 5 октября, за два дня до убийства Политковской.

День убийства 7 октября был 54-м днем рождения Путина. День рождения Кадырова буквально нес на себе отпечаток его фирменного знака, говорящего о том, что "в Чечне все в порядке, и я единственный, кто может сохранить здесь мир". И с неба буквально лился денежный дождь.

Этот самозванный 'царь Кавказа' никогда не любит делать что-то наполовину. И вот он перед камерами исполняет традиционный чеченский танец в кругу из банкнот достоинством в 1000 и 5000 рублей, которые разбросаны по земле как конфетти.

Намек понятен: Чечня больше не очаг войны, это республика, находящаяся на подъеме.

В подтверждение данной мысли чеченский премьер открыл грозненский аэропорт, который был с огромным трудом восстановлен из руин двух чеченских войн.

Вскоре должно открыться пассажирское сообщение между чеченской столицей и Москвой, чего нельзя было себе представить еще пять лет назад. Кадыров назвал открытие аэропорта символом возрождения республики.

Пользовавшийся поддержкой Кремля президент Чечни и отец Кадырова Ахмат был убит в 2004 году в результате взрыва, который прогремел на стадионе по время проведения там военного парада.

Отец и сын в середине 90-х воевали против русских, но затем внезапно перешли на их сторону. После этого Кадыров-младший уговорил многих своих товарищей по оружию перейти на сторону России и назвал себя самым надежным союзником Путина в регионе.

Разрушенный Грозный украшают огромные, высотой с целый дом портреты Кадырова и Путина. Чеченскому премьеру даже присвоили звание Героя России, что вызвало возмущение у многих военнослужащих федеральных войск, воевавших против него в 90-е годы.

Вполне в сомнительных традициях ЦРУ Путин, похоже, избрал Кадырова в качестве "нашего сукина сына" в рамках своей политики "чеченизации", которая должна была дать то, чего не дали две войны: принести стабильность.

Однако получить реальную картину того, что происходит сегодня в Чечне, довольно трудно. Кремль практически лишил западных журналистов возможности вести оттуда свои репортажи, а большинство российских репортеров очень боится навлечь на себя гнев Кремля своими опасными журналистскими затеями в Чечне.

Анна Политковская была не такой. Судя по материалам, которые она писала для "Новой газеты", эта женщина была непохожей на других, что вызвало у кого-то слишком большую неприязнь.