Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Почему этим не займется Китай?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Казалось бы, если ооновские санкции не сработают, мы уже никак не сможем вынудить Северную Корею отказаться от ядерного оружия - ну разве что испепелить Пхеньян зажигательными бомбами, спровоцировав тем самым опустошительный ответный удар по Сеулу. Тем не менее, проблему превращения Северной Кореи в ядерное государство нельзя считать неразрешимой

Tuesday, October 17, 2006; A21

Казалось бы, если ооновские санкции не сработают, мы уже никак не сможем вынудить Северную Корею отказаться от ядерного оружия - ну разве что испепелить Пхеньян зажигательными бомбами, спровоцировав тем самым опустошительный ответный удар по Сеулу. Тем не менее, проблему превращения Северной Кореи в ядерное государство нельзя считать неразрешимой - если, конечно, одна очень крупная сверхдержава всерьез пожелает ее решить. Есть на свете одна страна, обладающая достаточной военной, экономической и политической мощью, чтобы не только заставить Северную Корею отказаться от ядерной бомбы, но и попросту свергнуть режим Ким Чен Ира.

Естественно, говоря о могущественной сверхдержаве, я имею в виду Китай. Пусть в последние дни Пекин выражает ошеломление и ужас в связи с ядерными испытаниями Пхеньяна - на прошлой неделе китайское правительство заявило, что оно 'категорически против' северокорейской бомбы - на деле у него куда больше возможностей повлиять на руководство этой страны, чем у любого другого члена Совета Безопасности ООН. Более того, мы не ошибемся, если скажем, что таких возможностей у него больше, чем у всех членов Совета Безопасности, да и Генассамблеи ООН, вместе взятых. Если бы китайские лидеры захотели, чтобы северокорейский режим рухнул, им не пришлось бы устраивать игрища с санкциями и блокадами. Достаточно было бы просто прекратить поставки энергоносителей Пхеньяну. Или поставки продовольствия. Или полностью прервать торговлю с Пхеньяном.

Или, чтобы все прошло совсем уж быстро и легко, Пекин мог бы взять на вооружение ту же тактику, что в свое время привела к крушению коммунистического режима в Восточной Германии: не закрывать восьмисотмильную китайско-северокорейскую границу для перемещения товаров, а наоборот, открыть ее - для людей. По оценкам правительства США, в последние годы через эту границу из КНДР бежали 10 до 30 тысяч человек: сегодня они нелегально живут в Китае. А согласно некоторым независимым оценкам, эта цифра составляет около 300000. Неважно, чьи данные точнее - и так ясно, что куда больше северокорейцев с удовольствием присоединились бы к этим нелегальным иммигрантам, если бы китайцы не охраняли границу так бдительно, и не депортировали всех пойманных нарушителей на родину, где их ждут тюрьма и пытки. Как раз на прошлой неделе - на это никто не обратил внимания - Китай усилил меры безопасности, соорудив на границе новые заграждения из колючей проволоки и депортировав часть жителей приграничных регионов. Как заявил один китайский чиновник гонконгской газете, режим готовится отразить 'нашествие' беженцев из соседней страны, оценивая их возможную численность в 500000 человек. Если бы такому количеству людей позволили бежать из страны, это могло бы вызвать крах режима Ким Чен Ира.

Но если само выживание Кима зависит от Китая, почему, интересно, решение проблемы с северокорейской ядерной программой считается обязанностью Соединенных Штатов? В отличие от Пекина, у Вашингтона нет дипломатических рычагов давления на Северную Корею, между двумя странами практически отсутствует товарооборот, и уж тем более у них нет общей границы. Тем не менее именно США активнее всех пытаются убедить Совет Безопасности - куда Китай, кстати, входит в качестве постоянного члена - ввести против Пхеньяна не слишком жесткие санкции, которые скорее всего не дадут результата.

Я, конечно, утрирую: всем известно, что у США есть традиционные обязательства по отношению к Японии, да и полувековое американское военное присутствие на Корейском полуострове неизбежно превращает нас в одного из главных участников дискуссии. Я отлично понимаю, что и перед жителями Южной Кореи у нас есть моральные обязательства - хотя многие из них уже давно не испытывают благодарности за нашу помощь.

И все же представляется весьма странным, что американские дипломаты должны взваливать на собственные плечи бремя проблемы, которую они не в состоянии решить - и уж тем более странно, что они делают это вместо страны, которой ее решение вполне по силам.

Мало того, что Китай обладает наибольшим влиянием на Пхеньян: именно ему, наряду с Южной Кореей и Японией, больше всего угрожает северокорейское ядерное оружие. В конце концов, Китаю, а не Соединенным Штатам придется иметь дело с гонкой вооружений в Азии, если Япония и Южная Корея сочтут необходимым также обзавестись ядерным арсеналом. И опять же Китай, а не Соединенные Штаты, ощутит на себе последствия, если Пхеньян когда-нибудь решит применить свое атомное оружие. Могут ли северокорейские ракеты достичь Гавайских островов, неясно, но до Пекина, Шанхая и Гонконга они точно долетят. Так почему этой проблемой должны заниматься мы, а не Китай?

Я не хочу сказать, что наши собственные действия на этом направлении безупречны, или что они не отражаются на интересах США в других сферах. Так или иначе, создание Пхеньяном ядерного оружия рассматривается как дипломатическое поражение Америки. Так или иначе, в том, что недавние испытания северокорейской бомбы стали возможны, мир винит администрацию Буша, а не Пекин, поддерживающий режим Ким Чен Ира. Так или иначе, сложившаяся ситуация начинает выглядеть как очередной пример бессилия США.

Повторю: на данном этапе мы уже не можем просто встать и уйти из-за стола переговоров по этому или любому другому вопросу, связанному с распространением ядерного оружия. Но в следующий раз, если, конечно, такая проблема возникнет вновь, нам, пожалуй, стоит сосредоточиться на обеспечении режима нераспространения в странах и регионах, где мы пользуемся реальным влиянием - или хотя бы можем воздействовать на результат дискуссии.