Немалую часть своей ежемесячной конференции Тони Блэр был вынужден посвятить доказательству того, что ни он, ни главнокомандующий сухопутными войсками генерал Сэр Ричард Дэнат (Richard Dannatt), не собираются выводить британскую армию из Ирака 'до того, как работа будет сделана'. Но ведь именно так будет развиваться ситуация, судя по тому, что происходит в стране. Если подобные вопросы вызвали у премьер-министра раздражение, то это отчасти потому, что он знает о ведущемся пересмотре американской политики в Ираке, о своей вовлеченности в этот процесс и о том, что это повлияет на его собственные варианты действий.
После свержения Саддама Хусейна в апреле 2003 г. основной задачей, стоящей перед американским и британским командованием была борьба с т.н. 'повстанцами', периодически устраивающими вылазки. Однако на протяжении этого года акты насилия происходят, в основном, в среде самих иракцев, поскольку шиитские и суннитские группировки борются за господство в иракских регионах. В тех случаях, когда американские войска несли боевые потери, а в октябре они оказались исключительно большими, это происходило, когда они пытались разнять противоборствующие стороны.
Меняющиеся условия требуют выработки нового подхода Соединенными Штатами и Британией, а также иракской администрацией в Багдаде. Внутренние междоусобицы, часто и целенаправленно разжигаемые третьими силами, например, Ираном, представляют собой большую опасность, чем 'сопротивление' 'оккупации'. Ни 'верность выбранному курсу' в смысле упорной реализации устаревшей военной и политической формулы, ни политика 'уйти и забыть' не будут адекватны нынешней ситуации.
Большое влияние на новый курс США окажут рекомендации Группы по анализу положения в Ираке, возглавляемой проницательным Джеймсом Бейкером (James Baker) и известным демократом Ли Гамильтоном (Lee Hamilton).
Им была поставлена задача (первоначально Конгрессом) по выработке свежего подхода, и впечатляющий опыт Бейкера как дипломата и политического реалиста указывает на то, что будут предложены существенные изменения в стратегии. Несомненно, теперь, когда выборы в Конгресс позади, Белый дом Буша очень пристально изучит эти рекомендации.
Слишком рано говорить о том, какую позицию займет комиссия Бейкера, но некоторые сигналы были все-таки даны. Идея о центральном правительстве в Багдаде, контролирующем все 18 провинций, выглядит все менее реализуемой. Политическая система Ирака должна предусматривать большую степень автономии и федерализма. К этому выводу уже приходят лидеры шиитов и суннитов, причем последние - менее охотно. Этот план предусматривает возможность постепенного вывода войск и некого диалога с участием Сирии и Ирана. Как отмечает Бейкер, сами по себе переговоры с ними не являются проявлением политики умиротворения.
Однако ни одна часть плана не сработает в том случае, если иракские министры не разберутся с военизированными группировками. Премьер-министр Нури аль-Малики действует из лучших побуждений, но часто неэффективно. Мир воцарился во многих провинциях Ирака, но не в Багдаде и вокруг него, и необходимо повысить уровень безопасности. Бейкер может осуществить свою миссию только в том случае, если аль-Малики будет решителен в реализации своей.