'Я был канарейкой в угольной шахте, и я не мог оставаться на своем посту, зная, что не оказываю никакого влияния."
Таково краткое объяснение, которое дал российский экономист Андрей Илларионов по поводу причин своего декабрьского ухода с высокой должности экономического советника президента Владимира Путина после пяти лет наполненной событиями работы в Кремле. Своим уходом Илларионов, которого многие считают самым активным сторонником рыночных реформ в России, нанес мощный удар по репутации правительства Владимира Путина, о чем сообщил наш корреспондент Дэвид Сэндс (David R. Sands).
45-летний уроженец Санкт-Петербурга только что стал старшим научным сотрудником нового Центра глобальной свободы и процветания (Center for Global Liberty and Prosperity) при Институте Катона. В задачу центра входит исследование взаимоотношений между экономическими и политическими свободами, правами человека и глобальным развитием. На беглом английском он рассказал на прошлой неделе о своей яркой карьере и новой работе во время обеда с редакторами и репортерами Washington Times. Илларионов планирует часть времени проводить в США, а часть - в России.
Он находился в самом центре деятельности по формированию экономической политики России буквально с первых дней после распада Советского Союза в 1991 году. Илларионов входил в состав группы экономистов-реформаторов, которую в начале посткоммунистического периода собрал премьер-министр Егор Гайдар. В середине 90-х годов он работал советником премьер-министра Виктора Черномырдина. А в 2000 году, после короткого перерыва, во время которого Илларионов возглавлял собственный аналитический центр, Путин уговорил его вернуться в правительство.
Илларионов отказывается обсуждать свои личные встречи с президентом и советы Путину. Однако он не дает усомниться в том, что, по его мнению, демократические свободы в России подвергаются ударам, по меньшей мере, в течение последних четырех лет.
"Причины моего ухода политические, а не экономические, - сказал он, - нельзя было не видеть нашего сползания к состоянию несвободного государства. Это происходило несмотря на то, что я неоднократно поднимал данный вопрос во время работы на своем посту. Ведется организованное наступление на все демократические институты - от средств массовой информации и политических партий до частного бизнеса и религиозных организаций".
Илларионов сыграл важнейшую роль в успешном продвижении России к полноправному членству в Группе восьми промышленно развитых государств. Однако он говорит, что членство в "большой восьмерке" не ускорило проведение политических реформ в стране. По его словам, поворотным моментом стала кампания Кремля против нефтяной компании ЮКОС и ее руководителя Михаила Ходорковского в 2003 году, в результате которой критик Путина очутился в тюрьме, а его компания оказалась под контролем государства.
"Я лично возлагал большие надежды и многое сделал для начала рыночных реформ в России и ее открытия навстречу всему миру, - сказал Илларионов, - однако я почувствовал, что смогу играть свою роль только в том случае, если вся страна будет двигаться в правильном направлении".
"За работу экономическим советником в диктаторском государстве приходится платить слишком дорогой ценой, поэтому я подал в отставку", - заявил он.
По словам президента Института Катона Эдварда Крейна (Edward H. Crane), новый центр предложил эту работу Илларионову в связи с тем, что тот "всегда говорил правду властям в Кремле".
"Это один из самых мужественных людей, которых я имею честь знать", - отметил Крейн.
По словам Илларионова, свою работу в вашингтонском исследовательском центре он посвятит изучению тех проблем, которые создают свободному рынку и экономическим свободам Россия и все большее число других стран, в том числе, Китай.
"Один из уроков, который я вынес из своего российского опыта, состоит в том, что свобода неделима, - сказал он, - если свобода умирает в одной стране, за это приходится расплачиваться и другим странам. А сейчас несвободные страны начинают взаимодействовать, что создает для нас гораздо более серьезные проблемы, чем прежде".
____________________________________________________________
Илларионов: 'Возможная цель энергетической политики Путина - усиление напряженности' ("The Times", Великобритания)