Премьер-министру Эхуду Ольмерту, отправившемуся вчера в Россию на встречу с президентом Владимиром Путиным и другими официальными лицами, бывший советский узник Сиона*, а сегодня - депутат Кнессета от партии 'Ликуд' Натан Щаранский дал свой, возможно, последний совет в качестве оппозиционного политика: будьте откровенны с Москвой по вопросу ядерных планов Ирана. От этого может зависеть будущее мира.
Щаранский, объявивший на этой неделе об уходе из политики и переходе в иерусалимский центр стратегических исследований 'Шалем', дал интервью The Jerusalem Post в своем парламентском кабинете. Ему был задан вопрос о том, что Ольмерт должен сказать Путину в ходе сегодняшней встречи.
Он с минуту обдумывал этот вопрос, сидя за своим столом и заложив руки за спину. Взглянув на висящую на стене маску своего двойника из сатирической передачи Hartzufim и карикатуру из журнала Economist, на которой он изображен с одним из самых больших своих поклонников -президентом Бушем, - Щаранский спокойно и серьезно произнес (по-английски):
'Он должен сказать, что мы уже давно ведем диалог с россиянами об опасности утечки российской технологии в Иран.
Вы, президент Путин, были правы, говоря, что ракеты производятся при помощи не только российских технологий, но, по сути, и более продвинутых западных. Затем Вы согласились с тем, что это представляет опасность. Сегодня все понимают, что в опасности свободный мир, не только Израиль. У них есть лидер наподобие Гитлера, который не скрывает своих намерений.
Мы понимаем и уважаем ваше желание видеть Россию одним из мировых лидеров. Поскольку вас волнует будущее мира и позиция России, вы должны участвовать в этом фронте.
В прошлом речь шла о том, чтобы не потерять иранские рынки. Но теперь настал критический момент. Весь мир - США, Франция, Голландия, Германия и Англия - понимают важность единой позиции. Это очень важно для свободы в мире'.
Потом он сказал, что Израиль должен быть 'честен, открыт и бескомпромиссен' с Москвой:
'Мы должны четко заявить, что это для нас крайне опасно, и мы не можем продолжать иметь хорошие отношения, в то время как [Россия] ведет политику открытой поддержки наших врагов, желающих уничтожить нас', - заявил он.
Щаранский, несколько раз встречавшийся с Путиным, считает, что российский президент 'понимает лучше, чем все его предшественники, как работает Запад. Он понимает, что вернуть России статус сверхдержавы возможно путем не конфронтации, а сотрудничества с Западом, а Израиль и евреи, несомненно, должны участвовать в этом альянсе и сотрудничестве'.
По мнению Щаранского, если Россия действительно хочет быть значимым партнером 'ближневосточного квартета' и способствовать миру и стабильности на Ближнем Востоке, то она должна прекратить продажу оружия не только Ирану, но и Сирии, которая, по данным израильской разведки, передает оружие таким террористическим группам, как 'Хезболла' и ХАМАС.
По окончании летней войны в Ливане израильская делегация, направленная в Москву, заявила, что российское противотанковое вооружение, поставленное Сирии и Ирану, использовалось 'Хезболлой' против Израиля и могло также попасть в Газу.
В ответ Москва сняла с должности высокопоставленного чиновника, отвечавшего за экспорт вооружений, а на этой неделе, вероятно, решив сделать жест доброй воли накануне визита Ольмерта, опубликовала более жесткий набор норм, регулирующих торговлю оружием.
На открытии зимней сессии Кнессета в понедельник Ольмерт заявил, что 'Иран обманывает международное сообщество. Он пытается выиграть время для завершения своей опасной ядерной программы. Иранская угроза - угроза существованию Израиля, угроза миру на Земле'.
Премьер-министр дал понять, что иранская ядерная программа будет в центре его переговоров с Путиным. Российские специалисты строят иранский ядерный реактор в Бушере, и Москва скептически относится к введению международных санкций против Ирана, отказавшегося остановить работы по обогащению урана.
Израиль и США также обеспокоены контрактом на продажу Ирану российских зенитных ракет 'Тор-1М'. Россия же утверждает, что эти ракеты предназначены исключительно для обороны.
Когда Щаранскому был задан вопрос о роли, которую США сыграют или должны сыграть в этой ситуации, он улыбнулся и, предваряя следующий вопрос, произнес: 'Нет, Буш не сказал мне, что он атакует Иран'. Однако, когда его попросили развить тему, он сказал: 'Я согласен с [сенатором Джоном] Маккейном, заявившим, что атаковать Иран - это ужасно, но еще хуже, если иранцы получат атомное оружие. Нужно сделать все, чтобы не допустить попадания ядерного оружия в их руки'.
* 'узник Сиона' - согласно израильскому законодательству - лицо, осужденное за сионистскую деятельность в стране, где такая деятельность запрещена (прим. пер.).