Германия хочет крепко связать Россию с Европой, а для Украины создать особые привилегии, но пока не говорит о членстве Киева в ЕС. И очень рассчитывает на помощь Польши.
С 1 января Германия становится председателем Европейского Союза и за полгода хочет упорядочить отношения ЕС с Россией, заняться европейскими амбициями Украины, а также сформировать внешнюю политику ЕС в Средней Азии.
'Газета' ознакомилась с проектом восточной политики ЕС, разработанным в немецком МИДе. Германия хочет отделить дела восточных соседей ЕС от европейской политики соседства (сокращенно ENP) и создать для них то, что Берлин называет ENP+ или 'Партнерством для модернизации'.
- Украине мы предлагаем теплый и удобный зал ожидания, - так характеризует проект наш информатор из немецких правящих кругов. Это предложение должно распространяться и на Молдавию, возможно, Грузию, а в будущем - и демократическую Белоруссию.
Пока Берлин не хочет обещать Украине членство. За это Киев мог бы получить средства из фондов ЕС и зону свободной торговли с Евросоюзом. Кроме того, Украина в качестве наблюдателя приняла бы участие в работе институтов ЕС, а по определенным вопросам, связанным, в частности, с политикой безопасности, Сообщество консультировалось бы с украинцами. Речь идет о постепенной адаптации Украины к нормам, принятым в сообществе.
Германия также считает, что без сотрудничества с Москвой невозможно решить ключевые проблемы, такие, как кризис, спровоцированный Северной Кореей, или конфликт на Ближнем Востоке. - Поэтому невозможно отойти от стратегического партнерства с Россией, - заявляют немецкие дипломаты.
- В этой связи мы укрепляем экономические связи, но, - подчеркивает эксперт немецкого правительства, - если российские газовые концерны хотят инвестировать в Европу, то пусть Москва позволит европейцам войти на газовый рынок России и инвестировать в него. Тогда мы будем действительно взаимозависимы.
Поэтому новая Ostpolitik предполагает создание европейской сети энергетической безопасности. Ее элементом, несомненно, должен стать северный газопровод, к которому столь неприязненно относится Польша. Немцам эта неприязнь непонятна, тем более, что голландцы и британцы говорят об интересе к данному проекту, а, следовательно, он приобретает общеевропейский характер.
Однако никто не хочет, чтобы Россия получила монополию на поставки газа в Европу. Нужно искать новые источники энергоресурсов - министр иностранных дел Германии говорит о Северной Африке и даже Иране.
- Еще год назад немцы морщились при словах 'диверсификация поставок'. Они изменили свое мнение, когда в январе русские ненадолго перекрыли газовый кран украинцам, - говорит Петр Бурас (Piotr Buras), эксперт Центра международных отношений.
Третьим элементом разрабатываемой в Берлине восточной политики ЕС является Средняя Азия. Германия хочет, чтобы ЕС вместе с другими странами региона обеспечивал стабилизацию бывших республик СССР и Афганистана.
Однако планы немецкого МИДа могут встретить сопротивление ведомства канцлера, потому что излишнее потакание России не нравится Ангеле Меркель, для которой особое значение имеют вопросы прав человека и свободы СМИ, а МИД в своем проекте почти не затрагивает эти болезненные для России темы. Поэтому канцлер создала команду, разрабатывающую принципы ее собственной Ostpolitik.
Другой проблемой станет реакция других государств ЕС. В Берлине знают, что предложения министерства, касающиеся восточных соседей ЕС, скорее всего, не понравятся Франции, Испании и Португалии. Эти страны наверняка потребуют такого же отношения к своим соседям - например, Марокко или Тунису.
Между тем, Берлин рассчитывает на помощь Польши. - Предложения по вопросу Украины идут в том же направлении, что предложения Польши, которые еще несколько лет назад Европа отвергала. Поэтому вы должны поддерживать Берлин, - утверждает политолог Кай-Олаф Ланг (Kai-Olaf Lang).
Но Германию беспокоит то, что польская дипломатия делает мало, поскольку уже несколько месяцев Польша ведет себя пассивно на арене Евросоюза.
Как нам стало известно, Варшаве уже не нравится идея об особой роли России. Польская дипломатия будет стараться доказать ее пагубность.
Новую Ostpolitik сегодня и завтра будет обсуждать в Берлине Павел Залевский (Pawel Zalewski) (партия 'Право и справедливость'), глава комиссии Сейма по внешней политике. А в конце октября в Берлин приедет премьер-министр Ярослав Качиньский.