Космос - уже не естественная граница всей нашей планеты, а 51 штат США. Новая программа 'Национальная космическая политика' (National Space Policy), которую недавно подписал президент Буш, производит слегка комическое впечатление: Вашингтон претендует на роль своеобразного 'собственника', оставляющего за собой право контролировать доступ в Солнечную систему.
В документе затрагиваются и серьезные вопросы: о нашей растущей зависимости от спутников, и методах их защиты от вполне реальных военных угроз. Тем не менее, Америка категорически отвергает призыв 160 стран провести под эгидой ООН переговоры о предотвращении гонки вооружений в космосе: казалось бы, горький опыт иракской войны должен был заставить Вашингтон отказаться от столь экстравагантных унилатералистских шагов.
Кроме того, привлекательность американской программы освоения космического пространства - носящей скорее военный, чем научный характер - подрывается и акцентом на пилотируемые полеты, связанные с гигантскими расходами.
Буш подписал документ 31 августа, но Белый дом обнародовал его текст лишь в октябре, да еще в пятницу под вечер - накануне выходных, плавно переходящих в праздник [День Колумба - прим. перев.]. Новая концепция, в которой космическая политика страны впервые за 10 лет подвергается коренному пересмотру, вызвала весьма противоречивые отклики как в самой Америке, так и за рубежом. Прежде всего в глаза бросается заявление о том, что Вашингтон оставляет за собой право закрыть доступ в космос всем, кто проявляет 'враждебность в отношении интересов США' - на каком основании, не уточняется. Кроме того, в документе отвергаются любые переговоры по контролю за вооружении, если речь на них пойдет об ограничении свободы действий США в космосе.
Сегодня военные, бизнесмены, да и простые граждане все больше используют спутниковую связь. США опасаются, что их спутники могут подвергнуться нападению.
В документе о конкретных потенциальных противниках ничего не говорится, однако очевидно, что возможности уничтожать объекты в космосе есть у России и Китая. Даже у Ирана сегодня есть собственный спутник и работает над созданием ракеты-носителя. Всего же в космосе в той или форме присутствуют около 40 стран.
Повышенное внимание к вопросам обороны обусловлено характером американской стратегии освоения космоса - на смену познанию Вселенной, на котором делался акцент при президенте Клинтоне, пришли задачи, связанные с безопасностью. Однако отказ от клинтоновских планов запуска беспилотных аппаратов в пользу пилотируемых полетов на Луну и Марс вызвал критику: эти программы обойдутся очень дорого, но не приведут к серьезным новым открытиям.
В прошлом году, когда США отмахнулись от предложения других стран начать переговоры о запрете милитаризации космоса (в ООН за это проголосовали 160 стран-участниц, против - одна [сами США - прим. перев.]), они, вероятно, не желали связывать себе руки, хотя сам Вашингтон утверждает, что у него нет намерений размещать вооружения в космосе. Однако, возможно, тем самым США упустили шанс добиться такого запрета в тот момент, когда за него выступают все другие страны - это, по крайней мере, уж точно обошлось бы дешевле, чем участие в космической гонке вооружений, если она все же начнется.
____________________________________________________________
Америка должна снять шоры с глаз ("Le Figaro", Франция)