Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

ЕС и Россия: отношения должны быть взаимовыгодными

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В июле, когда Финляндия заняла место председателя Евросоюза, она назвала улучшение разладившихся отношений между Россией и ЕС в качестве одной из своих приоритетных задач. В то время эта цель казалась и желательной, и реалистичной. Никто не мог ожидать, что отношения между Москвой и Брюсселем настолько испортятся, и Финляндия, имеющая давний опыт сотрудничества с восточным соседом при сохранении нужной дистанции, в дипломатическом плане могла лучше других справиться с задачей по их улучшению

В июле, когда Финляндия заняла место председателя Евросоюза, она назвала улучшение разладившихся отношений между Россией и ЕС в качестве одной из своих приоритетных задач. В то время эта цель казалась и желательной, и реалистичной. Никто не мог ожидать, что отношения между Москвой и Брюсселем настолько испортятся, и Финляндия, имеющая давний опыт сотрудничества с восточным соседом при сохранении нужной дистанции, в дипломатическом плане могла лучше других справиться с задачей по их улучшению.

К сожалению, сегодняшний саммит ЕС, кульминацией которого станет неофициальный ужин с участием Владимира Путина в качестве почетного гостя, продемонстрирует лишь то, как мало пока удалось продвинуться в этом направлении. И вину за это ни в коей мере нельзя возлагать только на Россию. Евросоюз, чьи страны-участницы слишком часто не могут договориться между собой по внешнеполитическим вопросам, и в данном случае проявил явную неспособность выработать скоординированный подход к отношениям со своим крупнейшим соседом.

Если говорить о 'старых' членах ЕС, то им занять единую позицию в отношении России не позволяют различия в интересах, обусловленные историческими, предвыборными и экономическими причинами. Последний этап расширения ЕС лишь усугубил имевшиеся трудности: 'новые' члены ЕС привнесли в дискуссию собственные, вполне понятные, подозрения в адрес восточного соседа. Главная проблема, однако, всегда заключалась в следующем: до какой степени ценности вроде прав человека, свободы слова и т.д. должны пользоваться приоритетом над экономическими связями.

Из-за слабости российской экономики в 1990-х в ее взаимоотношениях с ЕС наблюдался 'перекос' в пользу Брюсселя. Сегодня, когда Россия превращается в энергетическую сверхдержаву, а потребности Европы в энергоносителях неуклонно растут, соотношение сил выровнялось, а то и изменилось в пользу России. И в том, что она не смогла более эффективно использовать укрепление своих позиций по отношению к ЕС, винить ей во многом следует себя.

'Дело 'ЮКОСа'', - в ходе которого крупнейшая нефтяная компания России была доведена до банкротства, а ее владелец оказался за решеткой по спорному обвинению в уклонении от налогов, кратковременное прекращение поставок газа на Украину прошедшей зимой, или последние шаги, направленные против западных нефтяных компаний, порождают сомнения в надежности России в качестве энергетического партнера.

Кроме того, целая серия недавних событий - от российской блокады Грузии до убийства специалиста по журналистским расследованиям Анны Политковской и неспособность российских властей зарегистрировать многие зарубежные НПО в установленные законом сроки - лишь усилила в Европе опасения относительно направленности государственной политики при Владимире Путине. Тот факт, что Москва, судя по всему, до сих пор не осознает, насколько негативно подобные эпизоды влияют на восприятие России за рубежом, лишь усугубляет взаимное недовольство.

Тем не менее, все предпосылки для взаимовыгодных отношений между сторонами имеются. Сегодня ЕС получает из России 25% потребляемых энергоносителей. Дальнейшее повышение ее доли соответствует интересам обеих сторон. И хотя кое-кто опасается, что Россия может использовать поставки энергоносителей в качестве политического орудия, куда больше тревоги вызывает ее возможная неспособность выполнить контрактные обязательства из-за плохого состояния инфраструктуры. Истина состоит в том, что России экспорт энергоносителей, позволяющий приобретать передовые технологии и ноу-хау, нужен не меньше, чем Европе - российская нефть и газ.

Прагматичный товарообмен не означает, что Европе следует помалкивать о своей озабоченности ситуацией с правами человека и демократией в России. ЕС, однако, должен прислушаться к жалобам России на двойные стандарты в его собственной политике. Заявления стран ЕС, включая Британию, о преимуществах дерегулирования и свободного рынка, не выглядят убедительными, если на практике здесь действуют неписанные ограничения в отношении российских компаний. Отношения между ЕС и Россией должны определяться четкими правилами, не идущими вразрез с нашими принципами. Однако, чтобы от них выиграли обе стороны, эти правила должны также быть справедливыми.

____________________________________________________________

Смотрите, кто пришел на обед ("The Wall Street Journal", США)