Со дня убийства российской журналистки Анны Политковской в Москве прошло уже четырнадцать дней. По обвинению в этом преступлении никто так и не был арестован, что, в общем, и неудивительно: ведь ни одно из десятка убийств журналистов, случившихся в России за то время, что Путин находится у власти, также не раскрыто. Две недели назад замолчал самый громкий и храбрый голос критики в адрес путинского правительства; погиб журналист, бескомпромиссно фиксировавший всю мерзость войны, которую Путин ведет против Чечни. Никаких улик, указывавших бы на участие Кремля в этом деле, нет, однако, понаблюдав за действиями Путина и его режима за последние несколько дней, можно было открыть для себя очень и очень многое.
Первой реакцией президента было странное молчание. Политики, СМИ и государственные деятели и России, и всех других стран без устали комментировали убийство, осуждая его, но от Путина целых три дня никто не слышал ни слова. Наконец на совместной пресс-конференции с канцлером Германии Ангелой Меркель, когда разговора о Политковской было уже не избежать, Путин выдал стандартный набор полагающихся в таких случаях клише, но о самой Политковской отозвался пренебрежительно, заявив, что 'степень ее влияния на политическую жизнь в России была крайне незначительной'. Он дошел даже до предположения, подхваченного российской государственной прессой, что за этим преступлением каким-то образом стоят враги его правительства из-за рубежа.
- У нас есть информация, причем достоверная, о том, что многие люди, которые прячутся от российского правосудия, давно вынашивают идею принести кого-нибудь в жертву для того, чтобы создать волну антироссийских настроений в мире, - заявил он.
Он что, действительно так считает? Ну, тогда остается констатировать, что враги Путина нашли способ манипулировать его же госаппаратом. Разве не офицеры его министерства внутренних дел в понедельник жестоко разогнали мирный митинг в память Политковской в кавказском городе Назрань, вырывая из рук людей цветы и портреты погибшей журналистки и топча их ногами? Известную активистку правозащитного общества 'Мемориал' Екатерину Сокирянскую били по голове и по лицу, сломав ей нос и причинив сотрясение мозга. За три дня до этого суд закрыл Общество российско-чеченской дружбы - одну из немногих общественных организаций, еще пытающихся пролить свет на злодейства, творимые в этом многострадальном регионе. В четверг правительство также приостановило деятельность Amnesty International, Human Rights Watch и более девяти десятков других неправительственных организаций под тем предлогом, что они не выполнили требований нового закона о регистрации, к которому уже сегодня предъявляются претензии.
Однако в этом спектакле, разыгрываемом с печальной предсказуемостью, есть и еще один акт: полное отсутствие внимания со стороны западных лидеров. На той же пресс-конференции, во время которой Путин выступил со своими неприятными инсинуациями, Меркель обещала, что в наступающем году, когда к Германии перейдет пост страны-председателя Европейского Союза, ее правительство приложит все силы к успешному формированию партнерства между ЕС и Россией. К тому же вчера Путина пригласили в Финляндию, на саммит-обед с европейскими лидерами. Станет ли убийство Анны Политковской, если его не раскроют, препятствием для 'партнерства' России и Европы? К сожалению, никто не дал Путину повода об этом беспокоиться.