Встреча глав государств и правительств Европейского Союза в финском городе Лахти может войти в историю как конец идиллических отношений, которые европейская демократия поддерживала с постсоветской Россией и, в особенности, с ее нынешним президентом Владимиром Путиным. Впервые ЕС продемонстрировал достойное похвалы единство, выразив глубокую обеспокоенность общей тенденцией в изменении амбиций хозяина Кремля внутри России и за ее пределами. А также тем политическим давлением, которое она получила благодаря своему энергетическому могуществу и которое стремится оказывать на Европу, в целом, и на страны из своего ближайшего окружения, в частности.
Кроме того, в Лахти был затронут вопрос об иммигрантах. Глава испанского правительства Хосе Луис Родригес Сапатеро (Jose Luis Rodriguez Zapatero) вновь, с достаточно скромными результатами, попытался мобилизовать своих европейских коллег принять практические меры по регулированию потока иммигрантов. Однако представители ЕС остались невосприимчивы к требованиям Испании, а французский президент Жак Ширак не упустил возможности заявить, что принятые правительством социалистов изменения (регулирующие иммиграцию) сами усугубляют те проблемы, на которые жалуется Мадрид.
Но главным действующим лицом, вне всякого сомнения, выступил Владимир Путин. Впервые все страны-члены ЕС, похоже, готовы признать, что Путин является непременным собеседником - обладающим громадным преимуществом в качестве главного поставщика энергетических ресурсов Европе, - но отнюдь не еще одним участником диалога демократических стран. И на саммите в Лахти российский президент вовсе не старался скрыть, что намерен без колебаний использовать то преимущество, что предоставляют ему громадные запасы нефти и газа.
Представления Путина о власти сильно разняться с представлениями любого демократа. Его шуточки об изнасиловании женщин, его пренебрежение к свободе прессы, ощутимое в неприязни к убитой журналистке Анне Политковской, или та беззастенчивость, с которой он отреагировал на обеспокоенность Европы нарушением прав человека в России, демонстрируют нам скорее образ мышления бывшего офицера КГБ, нежели политика, связывающего себя с правовым государством и международными отношениями, основанными на общности интересов и законности. Из саммита в Лахти Европейский Союз может извлечь несколько уроков. И один из них - необходимость сократить энергетическую зависимость от Москвы. Диверсификация источников энергии перестала быть вопросом цены и удобства, а превратилась в приоритетный вопрос безопасности.