Убеждение должно быть искренним, а не формальным.
Тех, кто отрицает холокост, не стоит сажать в тюрьму - большинство людей так и так знает, как было дело. Убежденного антисемита невозможно перевос-пи-тать, он просто не под-дается лечению, пишет Михкель Мутть.
Как утверждает министр юстиции Рейн Ланг, Эстонии надо занять определенную позицию в вопросе, сделать ли вербальное отрицание холокоста и геноцида уголовно наказуемым, как, например, в Австрии, где один английский профессор сидит за это в тюрьме.
Я думаю, что мы не должны этого запрещать, а это значит, что не стоит принимать на этот счет специальное решение. Эту область должны регулировать общие конституционные положения о свободе мысли и слова, а также запреты на возбуждение ненависти и т.д.
Высшими императивами в этом случае были бы выше-упомянутые свободы. Когда нижняя палата французского парламента одобрила законопроект, одобрявший запрет на отрицание геноцида армян, мусульманским лидерам опять было на что показывать пальцем. И аргумент, что, например, в большинстве исламских стран нельзя отрицать гораздо больше вещей, тут совершенно не работает. Поскольку эти страны и не утверждают, что они открыты и демократичны, как это говорим мы о себе.
Люди живут не только по писаным законам. Их мнение в противоречивых вопросах должно формироваться в процессе всестороннего рассмотрения. Только в этом случае мы можем говорить о том, что такое убеждение искреннее, а не формальное. А свыше спущенный закон не формирует таковое. Наоборот, именно он провоцирует сомневаться в этом, как и во всем официальном. Сколько сейчас в нашем обществе отрицающих холокост? Явно единицы. А если будет введен запрет, то они появятся.
Провести границу
В то же время понятно, что предел, граница где-то есть. На-пример, при попытке создания партии отрицателей холокоста должна вмешаться КаПо.
'Обычный' антисемитизм всего лишь на градус крепче естественного недоверия к чужому - такой мягкой ксенофобии, которая характеризует большинство людей. Она совсем не обязательно принимает форму ненависти к чужому, часто она проявляется в дружеском смешке и покачивании головой - и есть же такие люди на земле!
Если на Западе антисемитизм со своими всплесками и падениями был представлен издавна (вспомним 'Вене-цианского купца'), то можно сказать, что европеец рождается в среде, в которой есть соответствующие микробы, и он избавляется от них (если избавляется) в ходе становления как сознательная личность.
Если кто-то выйдет на площадь и начнет орать, что холокоста не было, то пусть орет. А если он занимается агитацией и собирает сотни демонстрантов?
Здесь есть что-то общее с происходящим вокруг Бронзового солдата. Я сам готов спорить и крыть позором тех, кто отрицает оккупацию Эстонии. Но я бы не требовал, чтобы его посадили в тюрьму - до тех пор, пока... он не стал бы создавать какое-то движение или партию. Да и в том случае его было бы лучше выслать, а не сажать.
Я считаю, что определяющее значение здесь имеют ценностные оценки людей и, конечно, медийные каналы. Ведь свобода прессы не означает того, что все без отбора идет в печать. Редакционное сито показывает читателю, как настроена редакция, занимает ли она по данному вопросу какую-то конкретную позицию.
Может, к отрицанию холокоста надо относиться как к гомосексуализму, мол, каждый волен в своем выборе, но только с совершеннолетия? Совращение несовершеннолетних наказуемо.
Антисемитизм как болезнь
Вдобавок к моему предыдущему мнению (по поводу принципов свободы слова и мнений) выскажу и следующее мое за многие годы сформировавшееся убеждение, что активный антисемитизм является психическим отклонением. Это не болезнь, как, например, шизофрения или маниакально-депрессивный психоз, а из той же оперы, что мании (да простят меня специалисты, может я оперирую старой терминологией). Антисемитизм - такое же отклонение как, например, мания величия, паранойя, комплекс сексуальной неполноценности и т.д.
Наверняка многие встречали таких людей, которые, беседуя в компании, вдруг делают загадочное лицо и интересуются у тебя: 'Надеюсь, ты не веришь, что все на самом деле так, как выглядит внешне? Неужели ты не знаешь, что за всем этим стоят масоны и евреи, а точнее это одно и то же'. И он настолько в этом уверен, что никакие аргументы на него не действуют. Он просто не врубается и не собирается обосновывать свои убеждения. В такого человека будто злой дух вселился.
Другие (большей частью совпадающие с первыми) сразу впадают в бешенство, если кто-то скажет или напишет что-то в защиту евреев. Причем не считается, если даже при этом же есть и критические замечания в их адрес. Нет, все должно быть окрашено на сто процентов только черной краской, евреи плохи сами по себе уже четыре тысячи лет. Такое отношение проявилось и ко мне в интернетовских комментариях, когда я рассуждал о правах евреев и арабов. И меня обозвали евреем. Спокойно, во мне есть турецкая кровь. . .
Да, это болезнь, которая может развиться так глубоко, что полностью лишит человека разума. Крупнейший пример тому Гитлер. Если бы да кабы...но может лицо нашей планеты было бы иным, если бы фюрер сделал евреев (прежде всего ученых) своими союзниками. Евреи были очень преданы германскому обществу, они были образцовыми гражданами. (То, что отравляющий газ циклон-Б разработал лауреат Нобелевской премии Фриц Хабер).
Вместо этого Гитлер в решающие моменты войны приказывал использовать эшелоны для доставки евреев в лагеря смерти, вместо того, чтобы заниматься снабжением фронтовых частей.
Но вернемся к сегодняшнему дню: точно так же, как я считаю, что не следует сажать в тюрьму дурачков, которые шатаются по улицам и матерятся, так не надо сажать и отрицателей холокоста. Большинство разумных людей и так знает, как было дело на самом деле. Убежденного антисемита не перевоспитаешь - он не поддается лечению. Но до тех пор, пока он поддерживает чистоту, умеет выполнять простейшие работы и вообще может обеспечить себя, пусть себе живет. Этого от нас требует любовь к ближнему.
Михкель Мутть - главный редактор Looming