Данный материал публикуется в рамках акции 'Переводы читателей ИноСМИ.Ru'. Эту статью обнаружила и перевела наш читатель Catherine, за что мы ей крайне признательны
____________________________________________________________
Отношения России и Грузии после разразившегося недавнего кризиса находятся в 'точке замерзания'. Задержание грузинской стороной российских агентов, сопровождаемое подчеркнутой шумихой в СМИ, вызвало неадекватную истерическую реакцию России, прекратившей с Грузией транспортное и почтовое сообщение. Однако, это лишь один из кусочков мозаики взаимоотношений двух стран, складывающейся с ноября 2003 года, когда в Грузии победила так называемая 'революция роз'.
Политика 'ближнего зарубежья'
Внешне (гео)политическая концепция 'ближнего зарубежья' основана на удерживании бывших республик Советского Союза (СССР) в сфере влияния Москвы и постоянном усилении этого влияния. Долгое время усилия России не приносили видимого успеха.
Череда так называемых 'цветных революций' в 2003 - 2005 гг. ('революция роз' в Грузии, 'оранжевая' на Украине, 'революция тюльпанов' в Киргизии) и продолжительный кризис Содружества Независимых Государств, основного межгосударственного образования на территории бывшего СССР, казалось бы, поставили крест на усилиях возродить Советскую империю под маркой Российской Федерации.
Разделяй и властвуй
В последнее время развитие ситуации свидетельствует об оживлении попыток России вернуть доминирующее влияние на своих бывших вассалов. Сигналом здесь может служить сентябрьский референдум в Приднестровье (Молдавия), на котором решался вопрос о независимости этого региона и его возможном присоединении к России (!), а также недавнее обострение российско-грузинских отношений.
При этом ухудшение российско-грузинских отношений произошло не вчера, и это не первые санкции, которые Россия вводит против Грузии. Еще весной этого года РФ установила эмбарго на ввоз минеральной воды и вина, являющиеся существенной статьей грузинского экспорта. Вряд ли случайно тогда же подобное эмбарго было введено и на молдавские вина. В обоих случаях - якобы по санитарным показателям. Цепочку шагов, предпринимаемых Россией по отношению к обеим странам, может продолжить сделанное местными автократами заявление о намерении провести референдум в Южной Осетии, сепаратистском регионе Грузии. С большой долей вероятности здесь можно говорить о повторении приднестровского сценария. При этом оба региона полностью зависят от поддержки России.
Использование сепаратистских регионов Грузии (Южной Осетии и особенно Абхазии) для поддержания там хаоса является долгосрочной стратегией России, интенсивность которой после 'революции роз' только усилилась. На территории Абхазии дислоцированы силы так называемых 'миротворцев', введенные туда по условиям заключенного в 1993 году перемирия. Данные силы состоят исключительно из российских военных. Вина за сохранение конфликтной ситуации лежит на России. Российские официальные органы упростили для жителей обоих сепаратистских регионов получение российского гражданства. Весной этого года Российский парламент принял закон, позволяющий с целью защиты российских граждан использовать вооруженные силы в любой точке мира. Совершенно очевидно, что данный закон направлен именно против Грузии.
Прямое и косвенное давление, которое Россия оказывает на Молдавию и Грузию, вступает в противоречие с Европейской политикой добрососедства (ЕПД), внешнеполитической инициативой Евросоюза. Пример фальсификации выборов в Грузии и на Украине показывает, что единство в позиции ЕС приносит успех даже в случае непосредственного столкновения интересов Европейского Союза и России.
Россия, однако, прекрасно осознает энергозависимость государств ЕС от российской нефти и газа и с успехом разыгрывает эту карту. Ее стратегия - вести переговоры с каждым из ключевых членов союза по отдельности и, таким образом, в зародыше пресекать попытки создания единой позиции ЕС. Типичным примером здесь является российско-германский договор о прокладке газопровода непосредственно в Германию по дну Балтийского моря. Оставим за скобками тот факт, что договор был подписан Шредером в конце своего пребывания на посту канцлера для получения должности главы правления российско-германского концерна, получающего выгоду от данного договора; но и помимо этого договор непосредственно наносит ущерб интересам Польши, а как следствие - и усилиям по выработке единой энергетической политики ЕС.
Европейская политика добрососедства в опасности?
Цель ЕПД - создать на границах Евросоюза пояс государств, разделяющих демократические ценности ЕС; Грузия воспринимает ее как первый шаг к будущему членству в ЕС. Проевропейская 'революция роз' не сдала свои позиции: подавляющее большинство жителей Грузии видит будущее своей страны как члена ЕС. Давление России на Грузию, мотивированное прозападной ориентацией этого кавказского государства, угрожает непосредственно структуре европейских ценностей.
Соседство с демократическими государствами - одна из основных задач ЕС. Грузия присоединилась к ЕПД, ее правительство выразило желание участвовать в программе и предприняло конкретные шаги для выполнения связанных с этим требований. В то же время, Грузия экономически зависит от торговли с Россией, и санкции, введенные Москвой, наносят ей существенный ущерб. Если Евросоюз не окажет этой стране адекватную поддержку, он может распрощаться с идеей демократии в государствах-соседях.
Шанс для Европы
При попытках демократизации в странах, которые Россия относит к своей сфере влияния, столкновение европейской и российской политики неизбежно. Однако, опыт показывает, что чем больше Евросоюз демонстрирует единство своей позиции, тем менее жестки действия Москвы. Единый взгляд 25 или 27 стран - это нечто гораздо большее, чем отдельно позиция Польши или Чешской Республики. Шантаж со стороны России в форме заключения договоров на поставки энергоносителей тоже имеет свои границы, поскольку Европа является для России существенным рынком сбыта.
Если мы считаем одним из основных своих приоритетов политику демократического добрососедства, то не можем оставлять без поддержки те страны, которые встали на этот путь. Евросоюз должен проявлять больше настойчивости в проведении своей политики на всем Южном Кавказе, препятствуя усилиям России в построении Российской империи. Государства Восточной Европы, присоединившиеся к Европейской политике добрососедства, справедливо ожидают от ЕС соответствующих шагов. Мы не должны заставлять их ждать слишком долго.
Автор является аналитиком Ассоциации по вопросам международных отношений
____________________________________________________________
Автор перевода читатель ИноСМИ.Ru - Catherine
Примечание: редакция ИноСМИ.Ru не несет ответственности за качество переводов наших уважаемых читателей