Пятьдесят лет назад в этот день советские танки вошли в Будапешт. Отмечание даты венгерского восстания 1956 года для Европы должно быть одновременно и печальным и праздничным событием. Венгрия теперь является свободной, демократической страной, членом Европейского Союза. Однако спросите многих западноевропейских политиков о политических событиях в Центральной Европе, и вы обнаружите, что их настроение скорее обеспокоенное, чем праздничное.
Тот факт, что вчерашние церемонии в Будапеште вылились в столкновения между антиправительственными демонстрантами и силами полиции, лишь усилил обеспокоенность. Ибо, как отметил депутат Европарламента от Венгрии Гиорги Шопфлин (Gyorgy Schopflin), "Политическая сцена в Венгрии поляризована в чрезвычайной степени".
Оппозиция и официальные власти организовали раздельные церемонии празднования годовщины восстания 1956 года. Венгерская оппозиция обвинила правительство в том, что оно состоит из коррумпированных бывших коммунистов, которые так и не искупили вину за советскую эпоху; правительство же обвиняет оппозицию в фашизме, антисемитизме и ксенофобии. Западная Европа наблюдает за всем, озадаченная и не знающая, что делать.
Нестабильность в Венгрии - не единственный пример в Центральной Европе. Власти Чешской Республики, Венгрии, Польши и Словакии - четырех самых крупных из стран, вступивших в ЕС в 2004 году - нестабильны и раздроблены. Политики-популисты находятся на подъеме, их подстрекательские заявления широко освещаются по всей Европе. Старые конфликты и идеологии - которые казались надежно запертыми в сундуках истории - снова оказались на виду. Некоторые западноевропейские политики начинают шептать, что демократические нормы в Центральной Европе находятся под угрозой. И спрашивают вслух: что следует делать?
Политическая ситуация в Венгрии представляет собой сочетание неразумности и опасных предчувствий, которое грозит стать характерным для всей Центральной Европы. Мировым средствам массовой информации понравилась попавшая к ним запись выступления премьер-министра Ференца Дюрчаня (Ferenc Gyurcsany), в которой он признавался в том, что "лгал утром, днем и вечером" для обеспечения своего переизбрания. Однако бурные демонстрации, последовавшие за этими разоблачениями, были менее привлекательными. Какое-то время казалось, что венгерское правительство может пасть в результате восстания - что не является событием, которого следовало бы ожидать в уравновешенном и стабильном Европейском Союзе.
Политические ситуации в Польше и Словакии также вызывают в Европе как усмешки, так и заламывание рук.
В Польше братья-близнецы - Лех (Lech) и Ярослав Качиньски (Jaroslaw Kaczynski) - являются президентом и премьер-министром страны. Один варшавский журналист со вздохом рассказывает, что когда он звонит своим редакторам, его приветствуют вопросом: "Ну и как идут дела в Руритании?" (Руритания - вымышленная страна в романах Э. Хоупа; прив. перев.) Тем временем в Словакии лидер одной из правящих партий Ян Слота (Jan Slota) высказался о "цыганах с длинной плеткой на маленьком дворе" и о выравнивании Будапешта танками. Анджей Леппер (Andrzej Lepper), который только что был восстановлен в должности заместителя премьер-министра, благосклонно отзывался о некоторых из самых неоднозначных лидеров, от Саддама Хусейна (Saddam Hussein) до Александра Лукашенко из Белоруссии.
Один из высокопоставленных дипломатов ЕС отмечает: "То, что говорят некоторые из политиков Центральной Европы, гораздо хуже, чем любые высказывания Хайдера (Haider)". Весьма провокационное сравнение, если принять во внимание то, что успех ультраправой партии Йорга Хайдера, выразившийся во вхождении в австрийское правительство в 2000 году, стал причиной временного разрыва некоторыми европейскими странами дипломатических отношений с Австрией.
Итак, должны ли западноевропейские страны "что-то делать" с Центральной Европой? Если должны, то что? Некоторые в Брюсселе утверждают, что раз ЕС говорит о себе как о "союзе ценностей", то он должен более жестко реагировать на события в Центральной Европе. Однако, отмечают они, у ЕС имеется мало рычагов влияния на центральноевропейские страны - теперь, когда они вступили в ЕС. Но это на самом деле не так. Остальные страны ЕС могут сделать очень многое, если демократия в Центральной Европе окажется под реальной угрозой. Однако пока события там не подпадают под это описание.
Выдвижение таких политиков, как г-н Слота и г-н Леппер хотя и наносит вред их собственным странам, но не означает значительных изменений в настроениях общества. Националисты и популисты получали в Центральной Европе голоса с момента краха коммунизма в 1989 году. То, что они ныне входят в коалиционные правительства в Польше и Словакии, отражает скорее сложную партийную политику этих стран, чем серьезную радикализацию общей политики.
К настоящему моменту большая часть политических оскорблений, совершенных в Центральной Европе, относится к сфере риторики, а не к реальности. Никто не видел г-на Слоту забирающимся на танк, готовый следовать в направлении Будапешта. Члены польской правящей коалиции говорят много обидного о гомосексуалистах и запретили их марш, однако бары для геев в Варшаве продолжают оставаться открытыми - президент Качиньский даже пригласил иностранных журналистов посетить их. Даже г-н Леппер удивил своих коллег в сельскохозяйственном совете ЕС тем, что он может убедительно говорить - и не вытирает ноги о скатерть. (Следует, конечно, отметить, что раз основной задачей г-на Леппера было получить крупную сумму денег для сельского хозяйства Польши, ему было не очень трудно вести себя хорошо.)
Западная Европа разработала свою собственную современную версию материнства и яблочного пирога - права геев и политика защиты окружающей среды. Однако нарушение стандартов политически корректной речи в Западной Европе - это одно. Реальная угроза демократическим институтам или правам человека будет заключаться в другом - и между ними не сложно провести отличие.
Если подобная угроза возникнет, то у правительств Европейского Союза имеются средства, которыми они могут воспользоваться. Все центральноевропейские страны еще долгие годы будут являться крупными получателями финансовой помощи. Если демократическая природа их институтов будет поставлена под сомнение, то ЕС будет иметь все права (юридические и моральные) приостановить поступление многомиллиардной помощи. Также - в крайнем случае - страны ЕС могут проголосовать за лишения права голоса тех стран, которые отклонились с демократического пути.
Однако подобные полномочия должны применяться с огромной осторожностью. Ценности, которые ЕС пообещал защищать - это те же ценности, благодаря которым началось венгерское восстание. В первую очередь это право наций на демократическое самоуправление. По этой причине более старым членам ЕС следует хорошо подумать, прежде чем применять санкции к избранным правительствам Центральной Европы.