В ходе турне королевы по балтийским государствам дни становились короче, воздух холоднее, а местные языки все более непроницаемыми: вчера она прибыла в Эстонию, самую северную из трех стран.
Для эстонцев ее 24-часовое пребывание стало любопытной новинкой. У них никогда не было своего монарха, хотя в далеком прошлом они оказывались под властью Дании, Швеции и России. Но правящий британский монарх не появлялся здесь ни разу до того, как королева сошла с трапа самолета в Таллинне, столице 123-ей посещенной ею страны.
Так же, как ее соседи Литва и Латвия, уже принимавшие у себя королеву, Эстония не обладает дворцами, в которых могла бы поселиться высокая гостья - поэтому она путешествует подобно богатому туристу, летая на специально заказанном для нее самолете и останавливаясь в лучших гостиницах. В Вильнюсе это был отель Reval, в Риге - Radisson, а последнюю ночь она провела в 'Трех сестрах' в потрясающем средневековом Старом Городе Таллинна, внесенном в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Впервые встречал августейшую особу и президент страны Томас Хендрик Ильвес (Toomas Hendrik Ilves). Он занимает эту должность всего две недели, а раньше был депутатом Европарламента в Страсбурге. На свою первую официальную встречу с членами королевской семьи он надел одну из своих фирменных бабочек - ярко-розовую с бордовыми ромбами.
Когда в 1953 в Стокгольме, в семье эстонских беженцев, родился президент Ильвес, королева уже восседала на престоле. Подобно своим коллегам из Литвы и Латвии, он провел большую часть жизни и получил образование в Северной Америке, вернувшись на родину лишь после обретения ею свободы в 1991 г. Вернувшиеся потомки беженцев - популярные кандидаты в президенты: считается, что они не запятнали себя связями с противоборствующими группировками в стране.
Ильвес принял королеву в своей официальной резиденции, скромном здании 1930-х годов, выкрашенном в сдержанный розовый цвет, бывшим некогда художественной галереей и скрывающем за собой более величественный дворец, строительство которого было начато Петром Великим. Королева, одетая в ярко-бирюзовое, прибыла на 'Рейндж-Ровере' британского посольства, так что, бабочка президента создала цветовой диссонанс.
Наблюдатели горячо обсуждали наряд второй жены президента Эвелин. Участники спора пришли к консенсусу, заключив, что ее платье было цвета мутного клубничного мусса с узором из черносливин. Точно можно сказать одно - шляпки на ней не было.
Все обменялись рукопожатиями, и президент представил своих министров; они выглядели мрачно, почти по-советски. Когда королева представляла свою свиту, выглядевшую куда живее, министр иностранных дел Маргарет Беккет (Margaret Beckett) широко улыбалась и выглядела крайне довольной собой.
Военный оркестр исполнил национальные гимны. 'Позывные' королевы состояли всего из одного куплета - не так, как днем раньше в Риге, где, по всей видимости, был установлен мировой рекорд по продолжительности исполнения британского гимна - 2 минуты 28 секунд.
Зайдя в резиденцию, хозяин и гостья обменялись подарками. Президент преподнес королеве шерстяной гобелен. В ответ королева подарила ему серебряный кувшин для вина. Он принял его с таким видом, будто только что выиграл кубок Сент-Эндрюс по гольфу.
Затем они обменялись наградами. Теперь королева может носить ленту и орден Креста Terra Mariana, которым награждаются иностранцы 'за особые заслуги перед Эстонской Республикой'. А президент стал кавалером ордена Бани, так же, как его коллеги из Литвы и Латвии.
Позже герцог Эдинбурсгкий открыл завод по производству электрооборудования, построенный шотландцем Джоном Россом (John Ross), у которого работают 230 эстонцев - примерно в такой атмосфере он некогда произнес свои знаменитые слова о коробке для предохранителей, которая выглядит так, будто ее устанавливали индусы.
Однако, помня о присутствии дотошных журналистов, герцог не сказал ничего такого, напоминание о чем было бы ему потом неприятно.
Приглашение остается в силе
Латвийская политическая партия пригласила королеву посмотреть на то, как британцы порочат доброе имя ее подданных в Риге, столице страны. 'Какой рижанин, пребывая в Старой Риге в вечерние часы, не натыкался на беснующуюся кучку изрядно выпивших британцев, - говорит Модрис Луянс (Modris Lujans), руководитель небольшой Консервативной партии. - Порой трудно поверить в то, что эти люди родом из высоконравственной и богатой консервативными традициями Великобритании'. Если бы королева посетила Ригу ночью, то ее присутствие могло бы заставить ее подданных вести себя благопристойно, говорит лидер латвийских консерваторов.
____________________________________________________________
Боже, храни герцога - дайте ему, наконец, поесть ("The Times", Великобритания)