МОСКВА - Использование президентом Владимиром Путиным той риторики и политики, которая когда-то являлась уделом националистов и сторонников жесткой линии, придает смелости правым силам и дает новую легитимность тем взглядам, которым раньше вход на политическое поле был закрыт.
Недавние призывы Путина к введению квот для иностранцев, его упоминания об "этнических" криминальных группировках и депортация грузинских рабочих стали как инъекция наркотиков для экстремистских организаций, которые сегодня говорят о том, что их идеи получили высочайшее одобрение Кремля.
Поворот государства вправо происходит в условиях усиливающегося изоляционизма российской правящей элиты, которая на международную критику по поводу соблюдения прав человека и норм демократии в России отвечает уходом в глухую оборону и пренебрежительным отношением к западным странам.
Кое-кто опасается, что Путин рискует утратить контроль над националистическими настроениями, которые он использует в своих целях. "Кремль должен понимать опасность риторики подобного рода, - говорит либеральный депутат парламента Владимир Рыжков, - разжигание такой межнациональной вражды может привести к расколу России".
Сам Кремль отрицает любые изменения в своей политике. "В стране, подобной России, где так много этнических групп и религиозных меньшинств ... любая форма крайнего экстремизма является заразной болезнью с катастрофическими последствиями, - говорит заместитель руководителя пресс-службы Путина Дмитрий Песков. - Мы используем все законные средства для борьбы с этим явлением".
В России вот уже на протяжении семи лет подряд продолжается экономический рост, вызванный ростом цен на нефть, однако в обществе растет недовольство по поводу расширения пропасти между бедными и богатыми. Правые националисты ухватились за эту тенденцию и направляют недовольство общества против этнических меньшинств, обвиняя их во всем - от роста преступности на улицах до нехватки жилья.
Правые в первую очередь обвиняют южан со смуглой кожей с Кавказа в захвате контроля над местными рынками и в вытеснении с них русских. В условиях роста ксенофобии жертвами насилия на расовой почве все чаще становятся иностранцы.
Путин неизменно осуждает такие нападения, превознося иммиграцию как панацею от нехватки рабочей силы в России. Всего год назад Кремль вычеркнул придерживающуюся правых взглядов партию "Родина" из избирательных бюллетеней за направленный против иммигрантов предвыборный агитационный видеоролик, который суды посчитали расистским. Кремль также инсценировал изгнание из партии ее харизматичного руководителя Дмитрия Рогозина.
А сейчас даже Рогозин заявляет, что власти зашли слишком далеко. По его словам, государство охвачено "истерией шовинизма", оно ведет борьбу с отдельными иммигрантами вместо того, чтобы, обратиться к проблеме того, что он называет тайным сговором между национальными меньшинствами и коррумпированным бюрократическим аппаратом России.
Вопрос иммиграции, долгое время находившийся на задворках российской политики, в прошлом месяце прочно занял центральное место, когда в небольшом городке Кондопога вблизи финской границы вспыхнули беспорядки, направленные против иностранцев. После ссоры и драки в ресторане, в ходе которой было убито двое русских, толпа сожгла принадлежавшие чеченцам магазины. Правые организации назвали эту вспышку насилия доказательством опасности иммиграции.
Аналитики говорят, что власти пытаются выхватить инициативу из рук правых оппонентов. "Это попытка обойти радикалов с фланга путем кражи их лозунгов", - говорит Алексей Макаркин, являющийся заместителем руководителя московской политической консультационной компании Центр политических технологий.
Действительно, в условиях, когда в следующем году России предстоят выборы в парламент, а еще через год - президентские выборы, аналитики говорят, что Путину придется обхаживать постоянно увеличивающийся правый электорат.
Речи Путина начали приобретать все более жесткий оттенок в прошлом месяце, когда Грузия обвинила четырех российских военнослужащих в шпионаже. Россия в ответ обрезала все транспортное и почтовое сообщение с Грузией. Позднее власти начали закрывать принадлежащие грузинам рестораны и казино, а также депортировали сотни людей грузинской национальности.
Затем Путин расширил масштабы наступления. 5 октября он призвал к ужесточению законов об иммиграции и к снижению квот на количество иностранцев, занятых в некоторых областях экономики. В первую очередь это относилось к оптовым и розничным рынкам, на которых, по его словам, господствуют "этнические" преступные группировки. Путин заявил министрам, что власти обязаны "защитить интересы российских производителей и коренного населения России". Буквально через несколько дней милиция приступила к проведению рейдов на рынках в российских городах, задерживая смуглых торговцев и во многих случаях высылая их на родину.
Разыгрывать националистическую карту довольно опасно. Наблюдатели говорят, что Путин может восстановить против себя некоторых своих высокопоставленных союзников, таких как влиятельные руководители Татарстана и Башкирии. Две эти богатые нефтью и в основном мусульманские республики, расположенные на Волге, традиционно проявляют лояльность по отношению к Кремлю, однако там по-прежнему сильны сепаратистские настроения.
Путин также отдаляется от своих прежних либеральных сторонников. Один из них - Марат Гельман, известный торговец произведениями искусства, ставший одним из ведущих политологов России и помогавший в проведении избирательной кампании Путина в 2000 году.
В субботу на галерею современного искусства Гельмана совершила нападение группа из десяти человек. Они избили владельца галереи и уничтожили выставку работ грузинского художника Александра Джикия. По словам Гельмана, причиной этого нападения стала его кампания против правых групп ксенофобов, а также его содействие нетрадиционному искусству. Но, как сказал Гельман, именно благодаря антигрузинской кампании нападавшим был дан "зеленый свет".
"Эти люди чувствуют, что государство на их стороне, и что они могут действовать безнаказанно", - говорит он.
Тем временем, административные органы заявляют, что они ускорили процесс перерегистрации зарубежных неправительственных организаций, работа которых была приостановлена в прошлом месяце в соответствии с законом, предусматривающим более жесткий государственный надзор за такими группами. Представители регулирующих органов вчера отметили, что они дали разрешение 40 организациям на возобновление деятельности и ускоряют процесс регистрации остальных. Путин в свое время выступил с предупреждением о недопустимости вмешательства финансируемых из-за рубежа организаций в российскую политику.
Деятельность правозащитных организаций Human Rights Watch и Amnesty International вчера оставалась под запретом, однако представитель министерства юстиции с оптимизмом заявил о том, что эти группы смогут возобновить свою работу в ближайшем будущем.
___________________________________________________________
Танцы с бандитами ("The Wall Street Journal", США)