Работающий в Москве юрист Йон Хеллевиг (Jon Hellevig) не может уяснить, почему все проблемы России взваливают на Путина. Почему он один во всем виноват? 'Ведь именно он пытается создать порядок при существующем хаосе'.
Смерть журналистки Анны Политковской всколыхнула весь мир. Но одновременно забыто, что за последние недели в России произошло еще несколько заказных убийств.
Один из руководителей информационного агентства ИТАР-ТАСС Анатолий Воронин был найден утром в понедельник в своей квартире мертвым с ножевыми ранами. В Западной Сибири в городе Ирбит несколькими днями раньше был убит депутат городского собрания Александр Семенов.
Принадлежащий государству 'Внешторгбанк' потерял руководителя своего Московского отделения Александра Плохина: его застрелили в подъезде дома, где он проживал. Еще один работник банка высокого уровня был убит на стоянке около стадиона в Москве. Это Андрей Козлов - заместитель главы Центробанка России. В Иркутске погиб от рук убийц главный инженер нефтяной компании 'Бритиш Петролеум' Энвер Зиганшин.
Проработавший юристом 15 лет в России 44-летний финн Йон Хеллевиг явно обеспокоен. Ситуация в обществе напоминает положение в России в начале 1990-х годов, когда преступные группировки боролись с помощью оружия за сферы влияния в Москве, Санкт-Петербурге и других городах страны.
Хеллевиг удивлен тем, что критика со стороны граждан в Финляндии и в других странах-членах ЕС сосредоточена на президенте Владимире Путине. Юрист считает, что убийство Анны Политковской еще раз доказывает, в каких трудных условиях пытается Путин обновить Россию.
'Путин делает все возможное для обуздания преступности, но именно его ругают и за существование проблем, и за те методы, которыми он стремится их решить. Россия должна быть полностью тоталитарной страной, чтобы президент смог решить все те проблемы, в наличии которых его же и обвиняют'.
Самозащита демократии
Хеллевиг напоминает, что президент Борис Ельцин в начале своего президентства был вынужден сражаться за власть с коммунистической оппозицией. Юридическую базу для основ рыночной экономики и демократии в России смогли начать по-настоящему строить только в начале этого века, с приходом к власти Путина.
Администрация Путина пыталась обуздать преступность, но заказные убийства последнего времени показывают, что дел и в этом вопросе еще много. Поэтому демократию надо защищать кулаками, силой.
Юрист считает 'диктатуру закона' и 'управляемую демократию', культивируемые Путиным, осознанным решением в попытках стабилизировать ситуацию и укрепить правовое государство. Но демократию или рыночную экономику нельзя создать волевым решением правителя. Они возникают в условиях свободной конкуренции. Это касается и права, которое адвокат характеризует, как результат свободного прения сторон.
'Россия нуждается в безопасности и времени для мирного развития. Путин пытается укрепить безопасность, но его критикуют за это, называя антидемократом. Это - абсурд. Западные страны должны поддержать Путина, поскольку в России только начали строить настоящую государственную власть', - заявляет юрист.
Губернаторы - феодалы
Хеллевиг напоминает, что Путин пользуется и сейчас огромной популярностью в России: ситуация стабилизируется и уровень жизни растет. Но на Западе его действия критикуются все чаще.
Путина критикуют за концентрацию власти в Кремле. Самым ярким примером подобной концентрации власти является, по мнению критиков, отмена выборов глав субъектов Федерации.
'Я не понимаю и этого. Ранее губернаторы избирались голосованием, но выборы не были чистыми в смысле их демократизма. Такие выборы проводились и в СССР', - заявляет юрист.
Он вспоминает результаты исследования, проведенного два года назад под эгидой уполномоченного по правам человека ЕС. Они показали, что ни в одном субъекте РФ не было независимой местной прессы. Поэтому преступные группировки могли 'пробить' путем подкупа, шантажа и угроз 'своих' людей на губернаторские посты. А они управляли областями и республиками, как феодалы.
При ныне существующей системе президент предлагает выбранную им самим кандидатуру на должность губернатора, но окончательное решение принимают депутаты местных (областных, республиканских, окружных) парламентов
'Я считаю такую практику хорошей. Она позволяет поупражняться в демократии', - заявляет Хеллевиг.
Проблемы Думы
Юрист сравнивает разгром прежней губернаторской власти с борьбой против мафии. Он удивляется, почему из обогатившихся преступными способами олигархов Бориса Березовского и Владимира Гусинского сделали на Западе великомучеников рыночной экономики и страдальцев свободы слова.
Он относит к подобным лицам и бывшего главу 'ЮКОСа' Михаила Ходорковского, отбывающего восьмилетний срок в сибирском Краснокаменске.
'Критики Путина заявляют, что Ходорковский был осужден за финансирование либеральной оппозиции. Они забывают, что Ходорковский финансировал и коммунистов. Он 'выкупал' у многих партий вакансии в начале партийного списка для кандидатов, которые обещали поддержку его проектам. Так олигарх пытался подчинить часть Думы'.
Хеллевиг считает, что за время президентства Путина законодательство России прошло приличный путь совершенствования. И полиция умеет действовать иногда достаточно эффективно: подозреваемые в убийстве заместителя главы Центробанка Андрея Козлова трое украинцев задержаны.
Адвокат верит, что Путин делает все возможное для скорейшего раскрытия убийства Анны Политковской: ведь арест убийцы - вопрос имиджа и чести России.
'Но может случиться и так, что никто не поверит правде, даже если убийство будет когда-либо раскрыто'.
Статья переведена совместно с Павлом Лескиненом