Как всякий современный царь, президент Путин вчера вершил суд в присутствии простых россиян во время "прямой линии" вопросов и ответов, которая лишь подчеркнула его полное господство в политической жизни страны.
Путин подтвердил, что после завершения своего второго президентского срока в 2008 году он уйдет, однако дал ясно понять, что подобно царю, он сохранит свое влияние на максимально длительный период.
Он не дал никаких подсказок по поводу того, кто станет его преемником в Кремле.
54-летний президент имеет огромную популярность среди населения, однако по конституции ему запрещено баллотироваться на третий президентский срок. Проведенный в этом месяце опрос показал, что 77 процентов россиян одобряют его руководство.
Во время телевизионной трансляции в прямом эфире, длившейся три с половиной часа, он уверенно и свободно ответил на 55 вопросов жителей городов и сел из разных районов страны. Темы вопросов были самые различные: ядерные испытания в Северной Корее, пенсии, ипотечные кредиты, поддержка молодых матерей, плохая игра российской футбольной команды и так далее. По словам организаторов, Путину накануне проведения этой пятой по счету ежегодной программы было подано более двух миллионов вопросов. Никто не объяснил, как проводился отбор этих вопросов.
Водитель из Оренбургской области Аркадий Кокаев задал вопрос, ставший главной темой дебатов в России: "Мы знаем, что Вы после 2008 года уходите. Что будет с нами и со страной после 2008 года?" Путин ответил: "Аркадий, думаю, что все будет хорошо, даже уверен в этом". Он сказал, что конституция не дает ему права баллотироваться на третий срок, "хотя мне и нравится моя работа". По словам Путина, конституцию нельзя подгонять под его личные интересы. Он продолжил: " Но, даже утратив властные полномочия и рычаги президентской власти ... мне удастся сохранить самое главное, чем должен дорожить человек, который занимается политикой - ваше доверие. И, используя это, мы с вами сможем влиять на жизнь в нашей стране и на то, чтобы гарантировать ее развитие".
Результаты опросов общественного мнения показывают, что значительная часть россиян будет голосовать за любого кандидата в президенты, которого поддержит Путин. Фаворитом считается первый заместитель премьер-министра Дмитрий Медведев, однако многие аналитики не исключают, что незадолго до выборов может появиться незнакомая фигура, точно так же, как появился сам Путин.
Часть аналитиков делает прогноз о том, что Путин постарается сохранить власть, выдвинув слабого кандидата, а через четыре года вновь будет баллотироваться на президентских выборах.
Отвечая на вопросы людей из 11 городов, небольшими группами собравшихся возле корреспондентов государственного телевидения, Путин продемонстрировал глубокое знание статистики. Невозможно было узнать, отбирались ли вопросы заранее, хотя выглядели они вполне неподготовленными. Критики предыдущих передач обвиняли власти в том, что они проводили проверки участников. Путин сказал одному из задавших вопрос, что он удовлетворен быстрым экономическим развитием России после 2000 года, когда он пришел к власти, однако, по его словам, стране нужно выйти из зависимости от высоких цен на энергоресурсы.
Когда по телефону ему задали вопрос о недавних убийствах, включая убийство журналистки Анны Политковской и заместителя главы Центробанка Андрея Козлова, и назвали это чем-то похожим на возврат к нестабильности 90-х годов, Путин заявил, что будет сделано все для того, чтобы привлечь виновных к суду.
"Обязанность государства - довести любое расследование подобного рода до конца. Это касается и убийства представителей средств массовой информации, это касается и преступлений в сфере экономики", - сказал президент.
По словам Путина ему нравится такая возможность отвечать на вопросы людей напрямую, и он рассматривает это как способ изучить то, что беспокоит людей. Ответы дают основания предположить, что и люди в равной степени с готовностью идут на разговор с ним. Но некоторые аналитики называют такие программы телевизионным трюком. По словам Марии Липман из Московского центра Карнеги, эта "прямая линия" показала, "что в России нет демократических механизмов, таких как оппозиция и независимая пресса, чтобы призывать власти к ответу".