После сентября 2001 года в мире еще не было такого политически жаркого бабьего лета. Северная Корея произвела первые в стране ядерные испытания. Иран заявил, что будет любой ценой продолжать свою программу обогащения урана. Ирак все глубже погружается в пучину гражданской войны и антизападнических повстанческих настроений. Военный режим Судана позволил воцариться в Дарфуре смертоносному хаосу, а ООН не смогла предпринять по этому поводу никаких действенных мер. В Афганистане восставшие из пепла талибы и опиумные бароны нанесли сокрушительное поражение НАТО. В отношении Аль-Каиды Пакистан ведет себя так же, как ранее по ядерному вопросу: все отрицает. Реальность такова, что 'Страна чистых' и палец о палец не ударяет для борьбы с сетью организаций Бен Ладена. Влияние 'Хезболлы' на ливанское общество усиливается день ото дня, и нет никаких признаков начала разоружения этой шиитской исламистской группировки. Молодежь Палестины встает под знамена радикальных исламистских партий, которые отказываются признать право Израиля на существование. Кремль безо всяких комплексов попирает достижения в области демократии и политики открытости по отношению к Западу, которые наблюдались в стране в течение последних пятнадцати лет. Короче говоря, он очень длинен, этот список вирусов дестабилизации, внезапно вышедших на свет божий осенью 2006 года.
'Новый международный порядок', о котором весной 1991 года объявил американский президент Джордж Буш-старший, теперь маячит где-то вдалеке. Это было время прекрасных иллюзий: коммунизм почил в бозе, и шли разговоры о 'конце истории'; войны выигрывались без жертв со стороны 'язычников'; наблюдалось возрождение ООН, и внезапно вышедший из паралича Совет Безопасности стал пользоваться непререкаемым авторитетом; казалось, что мировые проблемы можно разрешить, организуя масштабные международные конференции (например, конференция в Мадриде по палестинскому вопросу); 'многосторонность' являлась главным словом для всякого уважающего себя политика.
Почему же на теле современного мира так быстро возникают вызывающие беспокойство язвы политического, религиозного и национального насилия? Одной из главных причин является утрата Америкой своей силы устрашения. В условиях отсутствия реальной силы ООН, США являются единственной державой - членом Совета Безопасности, которая обладает надежным современным оружием, с помощью которого можно оперативно нанести удар по любой точке земного шара. Проблема заключается в том, что эта сила больше не внушает страх.
К несчастью для Запада - как впрочем, и для мира во всем мире - ввязавшись в иракскую авантюру, Америка свела на нет свою силу устрашения, а, по ходу дела, и свое политическое влияние. Теперь к ее советам, требованиям, угрозам прислушиваются гораздо меньше, чем это было три года назад.
5 февраля 2003 года, в день знаменитого обсуждения иракского вопроса в Совбезе ООН, телевизионная трансляция которого велась на весь земной шар, сила устрашения Америки находилась в зените. Развертывание пятидесятитысячного военного контингента в Кувейте оказалось достаточным аргументом, чтобы все поняли, насколько серьезно Америка относится к обсуждаемому вопросу. Это понял и Саддам Хусейн, который через 'ястреба' Ричарда Перла (Richard Perle) тайно передал Вашингтону свои предложения, в которых он соглашался на все требования Америки. Перл, 'князь тьмы', приложил максимум усилий, чтобы похоронить эти предложения, которые могли свести конфликт на нет, и окружению президента Буша был дан дурной совет не принимать их во внимание. В то время Иран сам предлагал в качестве жеста доброй воли приостановить свою деятельность по обогащению урана.
Неудача Америки в Ираке парадоксальным образом превратила Тегеран мулл в неприступную крепость: последние поняли, что Конгресс при текущей ситуации не позволит Джорджу У. Бушу напасть на Иран. Мнение США в Совете Безопасности больше не имеет никакого веса, потому что все знают, что оно не будет подкреплено применением военной силы. Более того, спровоцировав трехкратный рост цен на нефть, американцы предоставили в распоряжение режима президента Ахмадинежада дополнительные денежные средства, которые ему были необходимы, чтобы подкрепить силой оружия свои гегемонистские региональные амбиции. Теперь на юге от Бейрута 'Хезболла' горстями раздает деньги, вырученные от продаж иранской нефти.
Начав 20 марта 2003 года вторжение и оккупацию Ирака, американцы, безо всякой надобности, лишили себя силы устрашения, хотя та действовала весьма эффективно. То, что они стали действовать, не попросив и не получив одобрения Совбеза ООН, только ухудшает ситуацию: в истории наций индивидуальные ошибки всегда оказывались губительнее ошибок коллективных.
Франция ни в коем случае не должна радоваться разрушению американской силы устрашения. Соединенные Штаты являются союзником непростым, порою даже слишком надменным, но они - наш союзник, причем единственный, который может помочь воплощению в жизнь резолюций, совместно принимаемых на заседаниях Совбеза ООН.
XXI век может стать веком опасного соперничества на почве религии, национальных вопросов, политики и экономики, поэтому планета нуждается в мировом жандарме. И пока ООН не создала - хотя это и записано в ее уставе - собственные вооруженные силы, потребность в таком жандарме не исчезнет. А сегодня - по нраву нам это, или нет - эту роль играет Америка.
______________________________________________________
Война, которой закончился 'век Америки' ("The Herald", Великобритания)
Упадок американского могущества ("The Washington Post", США)