МОСКВА - Михаил Касьянов хорошо видит Кремль из своего расположенного на 19-м этаже офиса, хотя возможно, что ему помогает в этом находящаяся в кабинете мощная подзорная труба. Через линзы этой трубы бывший премьер-министр наблюдает за происходящим на его бывшем и, как он надеется, будущем месте работы.
Оно расположено на удалении каких-то пяти миль, но находящиеся на этом пути препятствия могут оказаться непреодолимыми. В условиях, когда власть готовится к проведению своей масштабной и, вне всяких сомнений, хорошо обеспеченной кампании по внедрению в 2008 году в Кремль преемника Владимира Путина, Касьянов становится последней надеждой находящихся в осаде российских либералов, человеком, способным создать хоть какую-то правдоподобную конкуренцию в президентской гонке.
Однако мало кто из экспертов надеется, что не уступающий по габаритам медведю Касьянов, который до своей отставки в 2004 году возглавлял правительство Путина, будет иметь большие шансы даже на то, чтобы оказаться на линии старта.
На этой неделе Касьянов ощутил горький привкус того, что ожидает его в ближайшем будущем, когда власти отказались зарегистрировать его "Народно-демократический союз" в качестве политической партии. Это может нарушить планы участия союза в запланированных на будущий год выборах в Государственную Думу.
Касьянов, который постарался сгладить разочарование от отказа и пообещал продолжать свою кампанию, заявляет, что главной причиной его намерения выступить против Кремля является жесткое преследование Путиным российской неоперившейся демократии.
"Мы стараемся объяснить людям, что у них остается единственный, пока не отобранный шанс - это их право избирать президента", - говорит Касьянов, которому находящиеся под пятой государства российские средства массовой информации устроили практически информационную блокаду.
Согласно российской конституции, президент может избираться максимум на два срока подряд. Несмотря на витающие в воздухе слухи об обратном, а также несмотря на высокий рейтинг популярности президента, составляющий более 70 процентов, Путин неоднократно (последний раз в среду) заявлял о том, что когда в марте 2008 года закончится его второй срок, он уйдет со своего поста. Однако эксперты заявляют, что Путин возродил традиционную для России систему единовластия, и предупреждают, что его уход вызовет волнения.
"В России не существует традиции упорядоченной передачи власти, - говорит заместитель директора независимого московского аналитического агентства Центр политических технологий Алексей Макаркин, - сейчас Путин наверху, но когда он уйдет, будут новые правила. Как пройдет новая балансировка системы? Вот что вызывает наибольшую тревогу".
Эксперты называют это "проблемой-2008". Путин пообещал предложить в свое время подходящего преемника, но пока он не торопится раскрывать карты. Результаты опроса, проведенного на прошлой неделе московским "Левада-центром", показывают следующее: 48 процентов россиян считает, что следующим президентом будет человек, отобранный Путиным; 23 процента предсказывает, что Путин останется в своем кресле, и лишь 14 процентов думает, что может быть избран кандидат со стороны.
По словам руководителя государственного центра по изучению общественного мнения ВЦИОМ Валерия Федорова, такой расклад ставит Касьянова и его либералов в трудное положение. "Они ждут, чтобы определить свою стратегию [на 2008 год], однако власти не дают им больших шансов на это, - говорит он, - возможно, если власти допустят какие-то ошибки, они получат возможность обратиться к народу".
Касьянов утверждает, что Путин во время своего первого президентского срока находился "на правильном пути", осуществляя экономические реформы и восстанавливая закон и порядок после десятилетия постсоветской неразберихи, граничившей с хаосом.
Это довольно деликатная тема для экс-премьера, поскольку он служил Кремлю на начальном этапе его кампании по подавлению независимых средств массовой информации и в момент ареста в октябре 2003 года нефтяного магната из ЮКОСа Михаила Ходорковского.
"Три с половиной года я верил в то, что у нас с Путиным единое мнение, и что мы поступаем правильно", - говорит он. Будучи премьер-министром, Касьянов выступал против ареста Ходорковского. Сейчас он заявляет, что именно тогда начал задумываться о направлении движения страны. "Дело ЮКОСа показало, что что-то идет не так", - говорит Касьянов.
Но у него есть и другие проблемы с имиджем. Когда он на протяжении пяти лет занимал пост заместителя министра финансов при бывшем президенте Борисе Ельцине, СМИ наградили его прозвищем "Миша два процента" за то, что он якобы получал "откаты" за утверждение крупных коммерческих сделок.
А недавно известный журналист Александр Хинштейн обвинил Касьянова в злоупотреблении служебным положением при заключении сделки на приобретение недвижимости. Касьянов отвергает все эти обвинения, однако признает, что если он выдвинет свою кандидатуру в противовес Путину, такие заявления наверняка будут использованы против него.
"Даже если бы политическая сцена была свободна и независима от кремлевского контроля, у Касьянова все равно были бы проблемы с имиджем, - говорит эксперт из Московского Центра Карнеги Маша Липман, - российский народ традиционно считает, что все государственные чиновники продажны и преследуют личные интересы".
Президент отправил Касьянова в отставку прямо накануне президентских выборов в марте 2004 года. Однако, как говорит экс-премьер, в оппозицию президенту он ушел лишь в конце 2004 года, когда Путин резко развернулся в сторону авторитарных методов правления после трагических событий с захватом террористами заложников в бесланской школе.
"Пропасть между государством и народом расширяется с каждым днем, - говорит Касьянов, считающий, что относительное благополучие, созданное благодаря его политике, используется сегодня для того, чтобы компенсировать утрату свободы, - я не мог и представить себе, что результаты моей работы будут использованы таким образом, и именно поэтому я решил вернуться в политику".
Он добавляет, что готов к изнурительному подъему в гору. "Я уже сейчас ощущаю постоянное давление, включая налоговые проверки и запугивание моих активистов в регионах, - говорит он, - но мы боремся за идею, состоящую в том, что свободные и честные выборы - это единственный выход для России, и мы от этого не отойдем".