Во время последнего общения Владимира Путина с русским народом российскому президенту задали 2 миллиона вопросов, но ответил он только на несколько десятков.
Подозревать экспромт было бы наивно, и потому внимательно изучить ответы Путина будет совсем нелишним для понимания российской политики относительно Украины.
Итак, что все эти заявления, в конце концов, означают?
Во-первых, заявления Путина, касающиеся Украины, по сути, скандальны. Российский президент дважды на страницу текста поставил под вопрос субъектность Украины, заявив, что Россия может своими войсками, в частности, силами Черноморского флота, "предотвратить иностранное вмешательство" на территории Украины.
Это значит, что Кремль публично хочет представить Украину как нижестоящее государство, менее полноценное и дееспособное, чем Россия.
Надо сказать, что одним своим приказом Путин легко мог бы прекратить иностранное вмешательство в дела Украины.
Дело в том, что до сих пор ни одна страна, кроме России, не предъявляла территориальных претензий к Украине, не выказывала открытую поддержку на выборах одной политической силе.
Именно структуры Черноморского флота России были задействованы во внутренних делах Украины во время проведения антинатовских акций в Крыму в этом году.
Именно Россия, вопреки международным соглашениям, предоставляет приют лицам, подозреваемым правоохранительными органами Украины в совершении преступлений на территории Украины.
Только 21 сентября СНБО Украины обсудил ситуацию с деятельностью на территории Крыма организаций, которые получают финансирование из-за границы, и которые дестабилизируют ситуацию, подогревают сепаратизм.
Выпады в сторону Украины со стороны Путина уже случались в прошлом.
Год назад Путин на одном из саммитов сказал, что Украина "тырит газ".
Хотя после этого русские официальные лица калибром поменьше заявляли, что в России вот уже больше пяти лет нет никаких претензий к Украине в сфере транспортирования газа.
Во-вторых, Путин заявил, что российский флот на территории Украины может отреагировать на "просьбу украинского народа".
Как известно, в свое время "народы" Финляндии, Венгрии, Чехословакии, Афганистана, стран Прибалтики и т.п. очень хотели, чтобы их страны оккупировала Советская армия. По крайней мере, так сообщал ТАСС, который точно знал, кого считать народом.
В-третьих, Путин признался, что причиной реакции российских вооруженных сил на территории Украины может быть просьба "украинского руководства".
Кого Россия в случае надобности будет считать "украинским руководством" - президента Ющенко, премьера Януковича или кого-то еще? Если изучить исторический опыт, то можно предположить - кого захочет, того и будет считать. В 1940 году Москва считала легитимным руководством Финляндии не президента этой страны, а несколько найденных в СССР финских забулдыг.
В-четвертых, Путин признался, что Россия не намерена выводить свой флот из Крыма и уже ведет переговоры относительно продолжения его пребывания на территории Украины.
Насколько известно, таких переговоров не ведет ни президент, ни министр иностранных дел. Кто может вести такие переговоры в обход легитимного руководства внешней политики Украины, подсказывает сам Путин: правительство и "министерский уровень".
Как называются такие переговоры в обход легитимных органов Украины, которые руководят внешней политикой, должны были бы определить компетентные органы Украины.
В-пятых, Путин старается легитимировать статус Крыма как "особой территории".
Напоследок Путин обратился к черному юмору. Он посоветовал Украине, то, от чего у крымских татар волосы должны были стать дыбом, в частности, посоветовал решать межэтнические проблемы в Крыму с учетом "опыта решения таких проблем в России".
Крымские татары хорошо знают, как решаются межэтнические проблемы в России - в результате одного такого "решения" в 1944 году погиб каждый второй татарин. После 1994 года о методах решения межэтнических проблем в России узнали во всем мире - на сегодняшний день из 1 миллиона чеченцев убиты больше 200 тысяч, десятки тысяч искалечены, и 300 тысяч стали беженцами.
Недавно в России в день рождения Путина убили журналистку Политковскую, а галеристу-политтехнологу Марату Гельману, у которого иностранец купил картину "Синие носы" с шаржевым изображением Путина, неизвестные сломали нос. Вполне возможно, это просто совпадение.
Но реакция Кремля на конфликт с Грузией, когда в ответ на арест шпионов началось преследование по этническим признакам всех грузин на территории России, включая детей, ставит под сомнение политическую адекватность Москвы.
Москва чувствует себя на высоте, используя энергетическую зависимость Европы. Кремль не боится западного общественного мнения, так как это мнение уже хуже некуда. Тем временем США серьезно завязли в Ираке.
При таких условиях Украина встречает давление с Востока раскрытой, не консолидированной, с огромным количеством деятелей в правительстве и во власти вообще, которые работают на другую сторону.
Сказать, что такая ситуация крайне угрожающая и опасна для страны и народа - значит ничего не сказать.
Прямые цитаты президента России Владимира Путина: "Россия не стремится к досрочному выводу своего флота из Крыма, а договор до 2017 года, как вы знаете. Готова будет вести переговоры о продлении срока пребывания нашего флота. . . По поводу тяжелых процессов внутриполитических, которые в Крыму происходят. И, когда я говорил, что Россия в случае необходимости и в случае соответствующей просьбы со стороны украинского народа и украинского руководства гарантировала бы хотя бы одно - невмешательство во внутриукраинские дела, если у кого-то возникнет такой соблазн, то уверяю вас, присутствие российского флота не было бы лишним. Но это, прежде всего, выбор наших украинских коллег, наших друзей, наших украинских братьев. Я рассчитываю на то, что все эти вопросы мы сможем решать в ходе конструктивного диалога на правительственном уровне, на министерском уровне. Такие переговоры ведутся. Тем более что доходы не маленькие Украина получает от пребывания российского флота, я имею в виду и аренду, и создание рабочих мест, о которых вы сейчас сказали, в том числе, и в судоремонтном деле. Вообще, это сотрудничество носит исключительно позитивный характер и способствует укреплению дружбы, сотрудничества и доверия между народами России и Украины.
Что касается Крыма, то это конечно особая территория. Мы знаем, как складывалась судьба Крыма, а на протяжении предыдущих столетий, мы прекрасно с вами осведомлены о том, что происходило на рубеже 90-х годов, начала 90-х годов, как складывалась судьба Крыма в связи с развалом Советского Союза. Сегодня нужно исходить из реалий, которые сложились на сегодняшний день. Крым - это часть Украинского государства и мы не можем вмешиваться во внутренние дела другой страны. Нужно отдавать себе в этом отчет. Нам, конечно, не безразлично, что там происходит. И мы думаем, что наш вклад может быть внесен только с помощью как бы личного примера решения проблем подобного рода. Либо, если украинское руководство посчитает возможным и обратится к нам за помощью, мы готовы будем, не погружаясь в эти проблемы, не втягивая Россию в решение этих проблем, все-таки оказать содействие нашему ближайшему соседу и без всякого преувеличений братской республике Украине, от того, чтобы оградить ее, если у кого-то возникнет такой соблазн, вмешаться во внутренние дела Украины со стороны. Дать возможность украинскому народу и руководству самостоятельно решать эти проблемы. Но они острые, мы это видим, они нас беспокоят, тревожат. Она, конечно, эта проблема, существует".
Александр Палий, эксперт Института внешней политики при Дипломатической академии МИД Украины, кандидат политических наук, для УП
___________________________________________________
Авторитарные склонности Путина ("The Globe And Mail", Канада)
Путин на линии ("The Times", Великобритания)
Я уйду, но буду следить за происходящим, обещает Путин ("The Times", Великобритания)