Чтобы получше представить себе, с чем мы сталкиваемся в Ираке и Афганистане, посмотрим, как обстоят дела с крупнейшим проектом предыдущего десятилетия в области государственного строительства. Прошло 11 лет с тех пор, как возглавляемый США международный контингент был введен в Боснию, а в Косово натовские силы присутствуют уже семь лет, но и сегодня на Балканах сохраняется межэтническая напряженность и высока вероятность новой вспышки насилия. В начале операции никто не мог предугадать масштаба будущих трудностей. Однако альтернативой сегодняшнему непрочному миру были - и остаются - конфликты и нестабильность на юго-восточном фланге Европы.
Скоро сила воли и лидирующая роль США подвергнутся новому испытанию - предстоят трудные решения по Балканам. К концу года должен быть определен 'окончательный статус' Косово, что для всех, кроме Сербии и России, является синонимом независимости. Чтобы добиться этого, не оттолкнув Сербию и не расшатав непрочное здание многонациональной государственности в Боснии и Македонии, потребуется немалое дипломатическое искусство. Кроме того, из-за Косово американцев и европейцев ждет неизбежный конфликт с Россией.
Этот 'гордиев узел' можно считать 'прощальным подарком' Слободана Милошевича международному сообществу. Заключая мир с НАТО в 1999 г., покойный диктатор позаботился о том, чтобы на бумаге Косово оставалось в составе Сербии, а США и Европа позволили ему проделать этот трюк. Поэтому, хотя в Косово обосновались натовские войска, управление взяла на себя ООН, а Белград утратил контроль над краем, сербы по-прежнему могут тешить себя иллюзией, что этот регион не утрачен ими окончательно.
Этот очаг напряженности тлеет уже семь лет. Переговорщик ООН - бывший президент Финляндии Марти (Martti Ahtisaari), несмотря на все усилия, не смог найти решение проблемы. Демократически избранные преемники Милошевича не хотят, чтобы на них возложили вину за потерю края, а косовары-албанцы требуют только независимости, так что у их лидеров просто не осталось пространства для маневра. Г-н Ахтисаари прервал переговоры и приступил к разработке плана по урегулированию в Косово, чтобы представить его Совету Безопасности.
То, что финн предложит предоставить Косово независимость, очевидно всем, однако график и детали этого процесса далеко не ясны. Тем не менее, оба вопроса заслуживают самой тщательной проработки. По молчаливому согласию международное сообщество не будет решать косовский вопрос, пока в Сербии не пройдут парламентские выборы и не будет сформировано правительство с четырехлетним мандатом - очевидно, этот срок считается достаточным, чтобы боль утраты притупилась в сознании избирателей.
Но для начала сербы должны провести выборы - они, вероятно, состоятся в начале декабря, вслед за предстоящим в эти выходные референдумом по проекту новой конституции, разработанному после того, как Черногория вышла из формального союза с Белградом (похоже, постоянное сокращение территории стало визитной карточкой сербского государства). Хотя в новой конституции подтверждаются притязания на Косово, этот пункт вряд ли можно считать легитимным - не в последнюю очередь потому, что косовары-албанцы лишены права голоса при ее разработке и принятии.
Однако после этого срока (начала декабря) любая затяжка процесса может вызвать новую вспышку межэтнического насилия - предыдущая произошла весной в 2004 г., когда албанцы-косовары устроили беспорядки. На этой неделе эмиссар США в Косово Фрэнк Уизнер (Frank Wisner) в ходе телефонного интервью нашему корреспонденту из Приштины заявил, что Америка по-прежнему выступает за внесение вопроса в повестку дня Совета Безопасности в конце декабря.
По данным наших источников, план Ахтисаари основывается на принципе 'суверенитета с оговорками', вроде того, что был предоставлен Западной Германии в 1949 г. Возможно, какое-то время Косово не сможет стать членом ООН или иметь регулярную армию. Официально его статус, конечно, не будет называться 'независимостью с оговорками', но самих оговорок не избежать. Хотя Белград стремится оставить за собой север края, населенный в основном сербами, раздел Косово на повестке дня не стоит. Тем не менее, реально он уже состоялся, и сербское меньшинство, с 1999 г. подвергающееся этническим чисткам, должно получить гарантии безопасности. Необходимо обеспечить и беспрепятственный доступ граждан самой Сербии к их религиозным святыням на территории Косово.
Подобные условия, в сочетании с перспективой вступления в ЕС и НАТО, способны превратить Косово в процветающее государство, подобное другим малым странам Европы, недавно получившим независимость. Однако реакция России остается непредсказуемой. Недавно Владимир Путин увязал судьбу Косово с нерешенными территориальными спорами на российских задворках. Если Косово получит независимость, задал он риторический вопрос, почему этой возможности должны быть лишены контролируемые Россией мятежные регионы Грузии - Абхазия и южная Осетия? (Согласно этой логике, кандидатом на членство в ООН должна стать и российская Чечня, но не стоит ожидать, что нынешний кремлевский режим прислушается к доводам разума).
Таким образом, Косово можно смело добавить к Ирану, Судану, Кавказу и другим 'горячим точкам', где г-н Путин неустанно саботирует инициативы США. Кроме того, Россия может найти союзника в лице Китая: Пекин весьма нервозно воспринимает возможность создания 'прецедента' для решения судьбы Тибета и Тайваня. Поскольку на Балканах Европа, как и во всей своей внешней политике, предпочитает не действовать, а плыть по течению, задача провести любую резолюцию по Косово через Совет Безопасности ложится на Вашингтон.
Из всех аргументов против предоставления краю независимости наименее обоснованными представляются ссылки на принцип территориальной целостности. Косово - случай уникальный: этот регион, входивший в состав уже не существующего государства (Югославии), находится под управлением ООН. У Сербии нет особых юридических - а тем более моральных - прав на Косово. Эти права были окончательно похоронены этническими чистками Милошевича. Потенциальная 'угроза' для Боснии и Македонии также иллюзорна. В обеих странах действуют законно принятые конституции, не предусматривающие права на отделение.
Сегодня в политическом процессе на Балканах, как обычно, царит хаос, и в центре внимания оказываются громогласные националисты. За 12 лет западного присутствия в регионе огромные средства были пущены на ветер - они лишь усиливали влияние экстремистов и коррупцию. Организаторы массовых убийств вроде Радована Караджича по-прежнему на свободе. Натовским войскам еще много лет придется оставаться в Косово, а США и Европе - сохранять свое присутствие по другим направлениям. Но кто может утверждать, что дело того не стоит?
'Горячие точки' непохожи друг на друга. Но история распорядилась так, что сегодня и Балканы, и Ирак, и Афганистан оказались на поворотном этапе. И если мир извлек какой-то урок из событий последних десяти с лишним лет, то он состоит в том, что перестройка измученных войной стран требует немалого упорства, тяжелого труда, а главное - времени. В 1995 г. Билл Клинтон обещал, что войска США будут выведены из Боснии через год. Последние американские солдаты покинули ее только в этом году.