Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Борат, Буш и черная магия сатиры

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Очередная неделя выдалась для Белого дома спокойной; на этом фоне молчание Джорджа Буша по поводу очередных проделок Бората Сагдиева казалось особенно оглушительным. Хотя президенту решительно нечем занять ум (если так можно назвать его мыслительный аппарат), кроме пустячков вроде капитуляции по Ираку и вероятного поражения республиканцев на предстоящих промежуточных выборах, он все же не счел нужным высказаться о недавно вышедшем на экраны фильме 'Борат

Очередная неделя выдалась для Белого дома спокойной; на этом фоне молчание Джорджа Буша по поводу очередных проделок Бората Сагдиева казалось особенно оглушительным. Хотя президенту решительно нечем занять ум (если так можно назвать его мыслительный аппарат), кроме пустячков вроде капитуляции по Ираку и вероятного поражения республиканцев на предстоящих промежуточных выборах, он все же не счел нужным высказаться о недавно вышедшем на экраны фильме 'Борат: культурный познание Америки на благо славный государство Казахстан' (Borat: Cultural Learnings of America for Make Benefit Glorious Nation of Kazakhstan) - даже несмотря на лоббистские усилия лидера этой центральноазиатской республики.

Хотя, г-н Буш, как сообщается, пытался успокоить Нурсултана Назарбаева относительно Бората во время их беседы в Овальном кабинете месяц назад, он, судя по всему убедился, как опасно задевать сатириков, еще на примере своего отца, опрометчиво заявившего, что американские семьи должны быть похожи не Симпсонов, а на Уолтонов [Речь идет о сериале 1970-х гг. 'The Waltons' о жизни американской семьи, приверженной 'традиционным ценностям', в годы Великой депрессии. В ответ создатели 'Симпсонов' включили в очередную серию эпизод, где Барт Симпсон, слушая речь Буша-старшего, громко возмущается: 'Да мы очень похожи на Уолтонов! Мы тоже ждем не дождемся, когда в стране закончится депрессия!' - прим. перев. ]. И это при том, что, учитывая содержание фильма - например эпизод, когда Борат обращается к толпе, собравшейся на родео в Вирджинии, со словами: 'Да здравствует Джордж У. Буш! Дай ему бог выпить кровь всех иракских мужчин, женщин и детей!', трудно сказать, кто из двух великих борцов за демократию - казахский или американский президент - должен быть больше на него в обиде.

В этом и состоит гений Саши Бэрона Коэна. Его приверженность демократии должна бы заставить господ Буша и Назарбаева покраснеть от стыда: этот комик раздает оскорбления всем поровну, никого не обделяя. В одной из своих ипостасей - жеманного австрийского репортера Бруно, специалиста по высокой моде - он оскорблял геев и манекенщиц. Перевоплотившись в Али Джи, он оскорблял черных, белых, и юношей-азиатов, 'косящих' под черных. Теперь, став Боратом, он оскорбляет 'среднего американца', Казахстан, евреев, женщин, геев и альтруистов-либералов, считающих необходимым обижаться за других, даже не очень понимая из-за чего. Другими словами, он оскорбляет тех, кому нравится чувствовать себя обиженными, и тех, кто считает обиду своим нравственным долгом.

Поскольку в наше время люди в равной мере опасаются оскорбить других и втайне жаждут, чтобы оскорбили их самих, нет ничего удивительного, что темой большинства лучших комедийных шоу становятся терзания, которые причиняет людям непостижимая 'серая зона' между реальным оскорблением и пародией на него.

Все три гениальнейших комика мира (чтобы не обидеть юмористов, выступающих на суахили и африкаансе, оговоримся: англоязычного мира) - сам Бэрон Коэн, Рикки Гервейс (Ricky Gervais) и Ларри Дэвид (Larry David) - беспощадно высмеивают растерянность, которую вызывает у благонамеренных граждан тема предрассудков, обыгрывая чувство вины, возникающее у зрителей, получающих удовольствие от 'неполиткорректных' шуток (Почему я смеюсь? Неужели я тоже расист?). Физические недостатки (малый рост, слепота и др.), растление малолетних, гомофобия, сексизм, антисемитизм - словом любые 'чувствительные' темы выставляются напоказ и пародируются, чтобы вынудить вас отправиться в путешествие по минному полю запутанных вопросов - что вы сами считаете предрассудком, и что можно считать сатирой на предрассудки других.

Жизнь - парадоксальнее любой комедии: в день премьеры коэновского фильма никому не известный британский парламентарий от Либерально-демократической партии обвинил правительство в расизме - не за то, что оно, уступая поднявшейся в стране истерии, ограничило число болгар и румын, имеющих право получить работу в Англии, а за выражение 'черная работа'.

И вот, в тот самый момент, когда министр внутренних дел изображает народы двух бывших стран-сателлитов СССР алчными кочевниками, стремящимися отобрать у британских граждан 'черную работу', которую те и так отказываются делать, появляется этот усатый 'чертик из табакерки', и рисует собственную карикатуру на вчерашних кочевников из бывшей советской республики, изображая их звероподобными идиотами.

Возможно, это совпадение подкрепляет теорию о том, что комедия играет роль 'предохранительного клапана', а юмор - необычайно эффективный способ снимать напряженность: среди ее сторонников можно назвать моего друга и коллегу Говарда Якобсона [Howard Jacobson - британский журналист и писатель, автор юмористических романов из жизни евреев - прим. перев.], и, как это ни странно, Адольфа Гитлера, осудившего в 'Майн Кампф' еврейские анекдоты на том основании, что к людям, над которыми смеешься, трудно относиться с ненавистью.

Не стоит, конечно, преувеличивать эту функцию юмора, но в момент, когда в стране нарастает недоверие к восточноевропейцам, может быть и неплохо, что люди, не осмеливающиеся выразить вслух свой страх перед пресловутым 'польским сантехником', могут вдоволь посмеяться над стилизованным, нарочито абсурдным образом 'чужака', говорящего нелепые словечки вроде 'джагшемаш' или 'тхангху'.

Возможно, сами того не сознавая, Бэрон Коэн, Гервейс и Дэвид играют роль такого 'предохранительного клапана': они обыгрывают тайные страхи и предрассудки, которые многие питают по отношению к самым разным меньшинствам, высмеивают и сами предрассудки, и боязнь признать их в открытую, ненавязчиво - а то и весьма настойчиво - выпуская пар, пока котел не взорвался.

Конечно, гордым казахам вряд ли покажется смешным, когда о них говорят, что они пьют перебродившую конскую мочу, что проституция в их стране - национальный вид спорта, а любимая народная песня называется 'Брось еврея в колодец'. Но их президенту стоит задуматься над афоризмом нашего политика Дениса Хили (Denis Healey): если ты уже в яме, вряд ли стоит копать дальше.

Попытки г-на Назарбаева заткнуть рот Борату угрозами судебных исков и конфискацией доменного имени его интернет-сайта лишний раз напоминают о том, что мы имеем дело с пожизненным диктатором страны, богатой нефтью и газом, который недавно перенес столицу в город, чуть ли не полностью принадлежащий его свояченице (какая оплеуха Борату с его утверждениями, что в Казахстане женщина считается движимым имуществом!), не терпит свободную прессу, и, если верить недавнему докладу Amnesty International, широко практикует смертную казнь в отношении политических оппонентов.

Именно этого человека, обиженного жестоким Боратом, утешал Буш, именно его Белый дом называет важным 'союзником в войне против террора'. Может быть Саша Бэрон Коэн и гений, но когда он пытается высмеивать Казахстан и бушевскую Америку, его искусство явно бледнеет перед действительностью.

____________________________________________________________

А вас Борат не оскорбляет? ("The Guardian", Великобритания)