МОСКВА - Российское государство как никогда откровенно демонстрирует свои планы по взятию под собственный контроль нефтяного и газового бизнеса.
У литовцев появились определенные подозрения, когда в конце июля Россия заявила о закрытии в связи с протечкой своего трубопровода - единственного, по которому Литва получает российскую сырую нефть.
На самом деле, как в один голос утверждают литовские руководители, аналитики и главы компаний, русские думали вовсе не о трубопроводе, а о том, к чему он присоединен: к единственному в Литве нефтеперерабатывающему заводу.
А поскольку Россия все чаще добивается того, чего хочет, не имело особого значения то, что правительство Литвы в июне подписало соглашение о продаже этого нефтеперерабатывающего предприятия польской компании PKN Orlen, причем по гораздо более высокой цене, чем та, которую предлагала Россия.
"Цель заключалась в том, чтобы заставить Литву пересмотреть эту сделку по продаже, - заявил в интервью заместитель директора Центра стратегических исследований Томас Янелюнас (Tomas Janeliunas), пристально следивший за процессом торгов, - они хотели, чтобы НПЗ купила российская компания, но по цене ниже рыночной".
Как говорят критики российской практики ведения бизнеса, соприкосновение Литвы с нефтяной политикой Кремля стало конкретным примером того, что вице-президент Дик Чейни (Dick Cheney) назвал "инструментами запугивания и шантажа" в отношениях Москвы со своими соседями по вопросам экспорта энергоресурсов.
Такая характеристика разозлила официальных представителей России, заявляющих о дискриминационном отношении в деловом мире к российским компаниям, расширяющим масштабы своей деятельности в Европе.
По сообщению агентства "Интерфакс", на недавней встрече с руководителями деловых кругов Германии президент Владимир Путин задал вопрос: "Откуда вся эта истерия? Мы не можем понять, почему средства массовой информации так нервно относятся к возможным российским инвестициям в Германии".
Российские компании, чьи доходы чрезвычайно выросли благодаря высоким ценам на сырьевые товары, начали скупать собственность за границей. Недавно компании "Северсталь", "Газпром" и "РусАл" приобрели, соответственно, сталелитейный завод в Мичигане, трубопровод в Германии и рудник в Австралии.
В Литве ее правительство и компания ЮКОС, находящаяся отнюдь не в фаворе у Кремля, пытались продать Мажейкяйский нефтеперерабатывающий завод. Сделку организовала нью-йоркская компания Lehman Brothers.
В торгах участвовали четыре компании: две из России, одна из Казахстана и одна из Польши. Российские компании "Лукойл" и ТНК-ВР, подав ценовые предложения, которые по стоимости были ниже других, проиграли. Когда им предложили поднять цену, чтобы оказаться конкурентоспособными, русские отказались. Об этом в интервью в Вильнюсе рассказал Нериюс Эйдукявичус (Nerijus Eidukevicius), председатель правления Мажейкяйского нефтеперерабатывающего завода.
В июне PKN Orlen победила на торгах по покупке НПЗ, предложив 1,49 миллиарда долларов за 53,7 процента акций ЮКОСа и 850 миллионов долларов за 30,6 процента акций, находившихся в собственности правительства Литвы.
"Они не проявили интереса, - сказал о российских компаниях Эйдукявичус, - и это было странно".
На самом деле, как говорят аналитики, российское правительство преследовало стратегию приобретения НПЗ для российской компании вне рамок процесса продажи - причем по бросовой цене.
Во время сделки по продаже в отношении ЮКОСа в России начался процесс банкротства, носивший политическую окраску. Государственная нефтяная компания "Роснефть", чей председатель совета директоров Игорь Сечин является бывшим агентом КГБ и главой путинской администрации, к тому времени уже скупила большую часть ЮКОСа в результате принудительного аукциона 2004 года, и теперь нацеливалась на остальное.
Чтобы оказаться первой в очереди на покупку активов ЮКОСа, "Роснефть" в декабре 2005 года подписала конфиденциальное соглашение с западными банками-кредиторами о покупке долгов ЮКОСа, если эти банки начнут процесс ликвидации компании. Именно это и произошло в марте. "Роснефть" при объявлении о банкротстве оказалась в роли кредитора.
Российский временный управляющий ЮКОСа Эдуард Ребгун, представляющий интересы "Роснефти", подал иски в нью-йоркский федеральный и в голландский суды по делам о несостоятельности, чтобы воспрепятствовать проведению сделки по продаже, однако оба дела проиграл. На этом правовые попытки получить право собственности на НПЗ вне рамок сделки под управлением Lehman Brothers закончились.
Российская прокуратура вслед за этим начала расследование против руководителей ЮКОСа по уголовному делу о мошенничестве. По словам этих руководителей, данный шаг стал признаком глубокого недовольства российского правительства принятыми судебными решениями. Заявление о начале расследования прозвучало менее чем через час после принятия решения судом Амстердама 17 августа.
Бывший глава ЮКОСа американец Стивен Тиди (Steven M. Theede) назвал открытое против него в России уголовное дело "вендеттой". По его словам, она показала всю глубину недовольства российских властей в связи с крахом их шестимесячных усилий, направленных на покупку литовского НПЗ и более мелких предприятий ЮКОСа в Словакии и Швейцарии.
"Когда кто-то лишает их возможности что-то сделать, они начинают злиться", - сказал Тиди.
А тем временем, как говорят политологи, Россия потерпела в Литве поражение иного свойства.
В процессе торгов за НПЗ в результате финансового скандала из правительства Литвы был изгнан пророссийский политик, чье министерство контролировало продажу предприятия. Министр Виктор Успасских (Viktor Uspaskich) бежал в Москву, и сейчас его разыскивает Интерпол.
Российское правительство пригласило заменившего его на министерском посту Кестутиса Даукшиса (Kestutis Dauksys) в Кремль на встречу с заместителем премьер-министра России Дмитрием Медведевым. По словам Даукшиса, подтекст этой встречи, состоявшейся 23 мая, заключался в том, что русским очень нужен этот нефтеперерабатывающий завод.
"Он сказал, что российскому правительству не безразлично, кто купит компанию Mazeikiu Nafta, - вспоминает Даукшис в телефонном интервью, - он сказал, что в покупке заинтересованы российские компании".
"Они думали, что им удастся купить предприятие по низкой цене, но сегодня это невозможно", - сказал Даукшис о русских. Он вернулся в Вильнюс.
Бывший вице-президент ЮКОСа Александр Темерко заявил, что его компания расценила отзыв Даукшиса об этой встрече как угрозу поставкам российской нефти на НПЗ по трубопроводу "Дружба", который контролируется русскими.
НПЗ немедленно переключился на танкерные поставки нефти. Данное решение оказалось очень своевременным, поскольку первый танкер прибыл за неделю до закрытия нефтепровода.
В контракте на продажу НПЗ компании PKN Orlen была оговорка об отказе от покупки, если рыночная цена предприятия значительно снизится до заключения сделки. По мнению литовских аналитиков и политиков, одна из целей закрытия нефтепровода заключалась именно в том, чтобы заставить PKN Orlen в соответствии с этой оговоркой отказаться от сделки, и тем самым открыть новую возможность для приобретения НПЗ российскими компаниями.
Затем 12 октября на Мажейкяйском нефтеперерабатывающем заводе произошел пожар. По данным литовского правительства и кредитно-рейтингового агентства Fitch, размер ущерба и упущенной выгоды за 2006 год составил около 75 миллионов долларов. Согласно расчетам, из-за пожара объем выпускаемой продукции до начала следующего года уменьшится наполовину. Хотя следствие не исключает возможности поджога, литовские средства массовой информации сообщают, что причиной пожара могла стать утечка нефти. Объявления итогов расследования ожидают в ноябре.
Вскоре после пожара PKN Orlen выступила с заявлением о том, что обсудит возможности для дальнейшего осуществления данной сделки со своими кредиторами.
Когда крупнейшее предприятие Литвы оказалось в ловушке переговоров - в подлинно русском стиле, президент Литвы намекнул на возможные ответные действия.
19 августа Валдас Адамкус (Valdas Adamkus) сказал, что единственная железная дорога, соединяющая Россию с Калининградской областью и проходящая через литовскую территорию, может быть закрыта на, как его окрестили литовские СМИ, "политический ремонт".
"Мы обязаны гарантировать безопасность поездов и пассажиров, - заявил Адамкус, чьи слова тут же процитировало информационное агентство Baltic News Service, - а поскольку ремонт нужен для повышения безопасности железнодорожного обслуживания, я не вижу причин для нагнетания политической напряженности".
____________________________________________________________
'Бросившись в объятия России' ("TV Antena", Литва)