Организуя на этой неделе в Пекине амбициозный саммит для лидеров 48 африканских стран, посвященный торговле, инвестициям и экономической помощи, Китай делает рывок в новой гонке, призом которой является Африка. Но поскольку конечной целью этой встречи является удовлетворение потребностей Китая, ищущего по всему миру новые ресурсы, сырье и рынки, растут опасения относительно того, что Пекин заботят вовсе не интересы Африки, а западным странам будет прегражден доступ к будущим контрактам.
Делегаты открывающегося в пятницу Форума китайско-африканского сотрудничества вполне могут ожидать, что перед ними будут расстелены ковровые дорожки, но следует учесть, что теперь любимый цвет вождей компартии - не красный а зеленый. Сообщается, что полы конференц-зала будут устланы травой, а большие фотографии слонов и жирафов на стенах позволят двум с половиной тысячам политиков, бизнесменов и журналистов чувствовать себя как дома.
На фоне столь бестактных ухищрений организаторов будет обсуждаться главная тема саммита - формирование экономической и политической реальности, выгодной растущей азиатской сверхдержаве. За последние четыре года объем торговли Китая с Африкой вырос в четыре раза, составив в прошлом году 40 млрд. долларов (21 млрд. фунтов стерлингов). Цель - 100 млрд. к 2010 г.
Пекин опередил Британию, заняв третье место среди основных торговых партнеров Африки после США и Франции. Об этом сообщается в опубликованном сегодня докладе Института исследований в области публичной политики (Institute for Public Policy Research, IPPR), озаглавленном The New Sinosphere: China in Africa. Растет число китайских кредитов и проектов оказания помощи, и ожидается, что на конференции состоится очередной раунд списания долгов и заключения договоров о преференциальных тарифах.
Саммит также является частью хитроумного плана китайских коммунистов-капиталистов по воскрешению забытых многими сил марксисткой исторической неизбежности. Он приурочен к 50-ой годовщине признания Египтом Насера единственно легитимной властью Китая правительства Мао Цзэдуна, а не тайваньских националистов. Египет был первой из африканских стран, совершивших это шаг.
На этот раз Китай приглашает в Пекин и лидеров пяти африканских стран, поддерживающих дипломатические отношения с Тайванем. Финансовые и другие стимулы могут заставить Малави, Гамбию, Свазиленд и других 'уклонистов' поддаться на увещевания Китая.
Китайские официальные лица всеми силами отвергают обвинения в своекорыстном интересе и эксплуатации. 'Китайские инвестиции в Африке способствуют экономическому росту, создают новые рабочие места и повышают качество жизни, - заявил заместитель министра торговли Вэй Цзянгуо. - Они оказали огромную пользу местному населению и очень популярны'.
Другие чиновники говорят, что самая большая и наиболее успешно развивающаяся страна мира просто хочет поделиться своим опытом с другими.
Но по мере роста влияния Китая заявления о бескорыстном альтруизме подвергаются все более пристальному анализу, и не в последнюю очередь - в США, которые видят надвигающийся геополитический и экономический вызов. Пекин обвиняют в поддержке коррумпированных и бесчеловечных режимов (например, в Анголе и Зимбабве), эксплуатации дешевого труда африканцев, демпинге и разрушении промышленности других стран, а также полуколониальном политическом вмешательстве, примером чему были недавние президентские выборы в Замбии.
Президент Всемирного банка Пол Вулфовиц (Paul Wolfowitz) заявил, что китайские банки, давая кредиты африканским странам, игнорируют права человека, а также стандарты по охране окружающей среды и корпоративному управлению. 'Существует реальный риск того, что страны, выигравшие от списания долгов (западными странами), могут вновь попасть в тяжелую долговую зависимость', - заявил он в интервью газете Les Echos. А IPPR в своем новом докладе уделяет особое внимание Судану, где у Китая имеются значительные нефтяные инвестиции. Он указывает на блокирование Китаем возможных мер ООН в связи с ситуацией в Дарфуре и продажу оружия Хартуму, призывая международное сообщество к оказанию большего давления на Пекин для того, чтобы способствовать разрешению кризиса.
'Если Китай ответственно подойдет к делу, то он может реально способствовать развитию Африки, - отмечают авторы доклада Лени Уайлд (Leni Wild) и Дэвид Мепхэм (David Mepham). - В противном случае вмешательство Китая может привести к ухудшению стандартов управления и увеличению коррупции. Будучи однопартийным государством, Китай ведет внешнюю политику в Африке или где-либо еще, не стремясь к защите прав человека'.
Эта политика направлена лишь на извлечение прибыли, обретение союзников и влияния. В Африку как будто вернулась эра империалистической экспансии - но на этот раз на место стеклянных шариков и пробковых шлемов пришли 'безвозмездная' помощь и чековая книжка.
____________________________________________________________
Мир глазами Китая ("The New York Times", США)