Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Черноморские рычаги

Украина стремится провести реальную инвентаризацию объектов ЧФ в Крыму

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Тема пребывания Черноморского флота России в Крыму на днях приобрела новую остроту. Если в начале этого года украинские высокопоставленные чиновники говорили о возможности повышения арендной платы за пребывание российского флота на территории Украины, то теперь председатель правительства Виктор Янукович фактически признал возможность продолжения самой аренды

Тема пребывания Черноморского флота России в Крыму на днях приобрела новую остроту. Если в начале этого года украинские высокопоставленные чиновники говорили о возможности повышения арендной платы за пребывание российского флота на территории Украины, то теперь председатель правительства Виктор Янукович фактически признал возможность продолжения самой аренды. Отвечая на прямой вопрос журналистов в отношении такой возможности, украинский премьер сказал следующее: 'Безусловно. В том, что выгодно Украине, мы будем всегда стоять на позиции национальных интересов'. Интересно, что лидер фракции Партии регионов Раиса Богатырева сразу заявила о том, что СМИ слишком свободно трактуют слова премьера о сроках пребывания ЧФ РФ в Крыму. По ее словам, премьер такого не говорил.

Реакция Секретариата Президента Украины на слова украинского премьера была быстрой и резкой. 'Пролонгация пребывания ЧФ РФ на территории Украины невозможна в принципе, поскольку для этого надо изменить украинскую Конституцию. Поэтому 2017 год будет последним годом пребывания ЧФ на территории Украины', - заявил советник Президента Украины Тарас Стецькив. Министр обороны Украины Анатолий Гриценко отметил, что решение о возможности продолжения сроков пребывания Черноморского флота России в Крыму будут принимать высокие чиновники после 2015 года.

Следует отметить, что 'оговорка' украинского премьера произошла после того как он провел переговоры с российским премьером Михаилом Фрадковым, во время которых была зафиксирована договоренность о цене на газ. С другой стороны, слова Януковича прозвучали на фоне очередного третьего раунда переговоров, которые украинская сторона ведет с российской в отношении условий пребывания и функционирования. Это тем более удивительно. Ведь украинской стороне до сих пор не удалось добиться от российской стороны выполнения базовых соглашений по Черноморскому флоту, которые были подписаны в мае 1997 года.

Вместе с тем на Михайловской убеждены, что Украине удастся добиться того, чтобы российская сторона выполняла требования базовых соглашений, и российские формирования, которые находятся на территории Украины, уважали украинское законодательство. Первый заместитель министра иностранных дел Украины Владимир Огрызко отметил, что на сегодняшний день достигнут определенный прогресс, хотя остается много нерешенных вопросов. По его словам, украинская сторона имеет немало рычагов для достижения своей цели. Обо всем этом он рассказал на брифинге, посвященном итогам третьего заседания подкомиссии по вопросам функционирования ЧФ РФ и его пребывания на территории Украины Украинско-Российской межгосударственной комиссии, которое прошло 27 октября в городе Севастополе.

НЕКОТОРОЕ ПРОДВИЖЕНИЕ

Впервые за все заседания подкомиссии российская сторона представила свои предложения по проведению инвентаризации, отметил Огрызко. По его словам, это является свидетельством продвижения в направлении требований украинской стороны, а собственно требований законодательства, что отвечает базовым соглашениям. 'Безусловно, мы будем работать над тем, чтобы все требования выполнялись в полном объеме в соответствии с базовыми соглашениями', - подчеркнул он. По его словам, обе стороны четко и ясно договорились о том, что вопросы о субаренде должны быть окончательно закрыты. На сегодняшний день прекращено действие 96 договоров субаренды, которые были заключены вопреки требованиям базовых соглашений и украинского законодательства. Завершается рассмотрение 32-х договоров субаренды, а по 4-5 соглашениям представлены апелляции, и они сейчас рассматриваются в судах.

Кроме этого, как сообщил Огрызко, большим шагом вперед на этом заседании стало согласие российской стороны провести полную инвентаризацию объектов, которые не вошли в дополнения 2 и 3. 'После инвентаризации мы будем принимать решение о дальнейшей судьбе таких объектов. Здесь существует два варианта: возврат таких объектов украинской стороне и компенсация за потерянную выгоду во время их использования с 1997 года или же продолжение аренды, но, безусловно, на новых условиях', - сказал первый заместитель министра.

По его словам, также существует позитив в процессе инвентаризации земельных участков. До 31 декабря российская сторона согласует 131 пакет документов на соответствующее количество земельных участков. Тем временем украинская сторона представит остальные документы с тем, чтобы можно была выйти на завершение земельной инвентаризации. Это принципиальное согласие, считает Огрызко, потому что без инвентаризации будет трудно переходить к следующим шагам, а именно - инвентаризации объектов, которые расположены на земельных участках. При этом он признал, что 'кое-кто с российской стороны хотел бы заменить реальную инвентаризацию бумажной'.

Украинский дипломат сообщил, что по требованию Киева начата регистрация военнослужащих Черноморского флота, которые проживают вне пределов военных объектов. В ближайшее время также будет решен вопрос двойного гражданства для всех людей, которые тем или иным образом задействованы в деятельности российского ЧФ. Для этого будет подготовлено соответствующее соглашение.

Украинский дипломат сказал, что российская сторона начала более тщательно относиться к соблюдению норм экологии. 'Если мы начинали с цифры 30 процентов выполнения норм и законов, то теперь имеем 58 процентов. Наши экологи констатируют, что здесь тренд позитивный, и есть ощущение, что коллеги с российской стороны поняли, что иначе быть не может', - отметил Огрызко.

ПРОБЛЕМЫ

Не все хорошо, по словам первого заместителя министра, с вопросами юрисдикции и правового обеспечения деятельности российских формирований на территории Украины. Речь идет о том, что в соответствии со статьей ? 6 соглашения о статусе и условиях пребывания Черноморского флота воинские формирования должны уважать суверенитет Украины, следовать ее законодательству и не вмешиваться во внутренние дела нашего государства. До сих пор не урегулировано использование в Крыму символики Российской Федерации. Исходя из законодательства внутреннего и международного, такие символы могут нести только определенные военные объекты, например штаб Черноморского флота, отметил Огрызко. По его словам, решение этого вопроса отложено до января 2007 года, когда состоится очередное заседание подкомиссии.

Также было договорено, что российская сторона завершит работу по определению границ военных объектов в соответствии с картами и планами, которые для этого существуют. Российская сторона пообещала в ближайшее время устранить эти несогласованности и должным образом обозначить границы военных объектов. На каждом из объектов будет отдельная табличка, на которой будет указано, что это воинская часть и объект, который временно принадлежит РФ.

Огрызко откровенно признался, что украинская сторона разочарована проектом соглашения по гидрографическому обеспечению безопасности мореходности, который был передан в рабочем порядке российской стороной. 'Нам предложили, чтобы мы брали в ЧФ информацию, которая нам, возможно, нужна, но абсолютно не учитывались законные интересы украинской стороны, о которых мы неоднократно говорили и на которых мы настаивали', - отметил первый заместитель министра. По его словам, Украина передала свой проект соглашения, в котором есть пять основных моментов. Во-первых, сначала украинская сторона должна получить все средства гидрографического обеспечения в полное владение и в юридическую собственность. Во-вторых, отдельным соглашением определяется порядок совместного использования пяти объектов, как это прописано в соглашениях. В третьих, определяются параметры расчетов за совместное использование этих пяти объектов. В-четвертых, Россия возмещает убытки, нанесенные Украине за единоличное пользование нашими объектами. И после этого мы определяем, как это прописано в базовых соглашениях, порядок использования обеими сторонами гидрографических средств обеспечения мореходности в Черном и Азовском морях. Следует отметить, что по этому пункту прогресса нет. Но если это сравнить с вопросами инвентаризации, то там также продвижения не было сначала.

Из-за принципиально разных позиций по военной деятельности и деятельности флота практически не произошло продвижения по подписанию соглашения по определению действий ЧФ во время кризисных ситуаций, а также о проверке военной техники и вооружений. 'Мы настаиваем на том, что замены вооружений с повышенным качеством не может быть, потому что в соглашении четко и ясно зафиксировано, что замена касается только однотипных и одноклассных вооружений. Мы исходим из того, что упрощенный порядок пересечения границы военными кораблями касается только тех кораблей, которые находятся на нашей территории и не касаются других баз российского флота. Поэтому мы требуем от российской стороны четкого перечня плавсредств, которые находятся на территории Украины. Речь идет о том, что в случае каких-то чрезвычайных событий должен быть прописан порядок действий ЧФ. Мы настаивали на том, что не может безопасность одной стороны быть построена во вред другой', - отметил Огрызко.

РЫЧАГИ

Первый заместитель министра иностранных дел назвал арсенал рычагов, которыми может воспользоваться Украина, чтобы реагировать на невыполнение Россией взятых на себя обязательств. Одним из таких методов является временное запрещение деятельности объектов или прекращение энерго- или водоснабжения этих объектов.

Ряд мер может касаться непосредственно воинской деятельности ЧФ. По словам Огрызко, упрощенный порядок пересечения границы Украины кораблями ЧФ, которые базируются в Севастополе, можно соблюдать, а можно, и не соблюдать. Кроме того, существует очень четкая и ясная позиция, которая определяет порядок передвижения военнослужащих ЧФ по территории Украины. 'Есть немало различных рычагов, о которых российская сторона хорошо знает. Но, повторяю, наша позиция заключается не в том, чтобы идти на обострение. Поэтому мы бы хотели воздержаться от тех мер, которые есть в нашем распоряжении. У нас есть достаточно рычагов влияния на российскую сторону в вопросах о ЧФ. Именно в этой сфере, не экономической или какой- то иной, а именно - в военно-политической и военно-технической, а также в вопросах юрисдикции. Кроме того, существуют вещи, которые прописаны в соглашениях, но до сих пор не сформулированы четко', - отметил украинский дипломат.

Отвечая на вопрос 'Дня', может ли ставиться вопрос о повышении арендной платы еще до 2017 года, учитывая то, что в свое время газовое соглашение и аренда были определенным образом связаны, Огрызко сказал следующее: 'Безусловно, эти вопросы связаны, и поэтому, когда мы получим полную информацию, специалисты будут принимать решение в контексте всех этих проблем. Поэтому нам не нужно сильно спешить, а идти шаг за шагом и принимать такие решения, которые будут отвечать национальным интересам'.

Время покажет, сможет ли действительно Украина воспользоваться рычагами давления на российскую сторону, чтобы предпринять первый важный шаг - инвентаризацию. Что касается повышения арендной платы за пребывание ЧФ в Крыму, Киев уже получил негативный опыт в начале года, когда тогдашний секретарь СНБО Анатолий Кинах заявил о том, что цена за аренду ЧФ может быть повышена с 97 млн. долларов до 1,8 млрд. долларов в год.

КОММЕНТАРИЙ

Сергей БЛИЗНЮКОВ, советник министра обороны Украины:

- Ни к чему они не готовы. Когда подводятся итоги, а результатов нет никаких, то опять ставят задачу - давайте еще что-то непонятное прорабатывать. Пример по гидрографическому оборудованию свидетельствует о том, что никто ничего не собирается решать. Это напрасная трата времени.

Никакой порядок не наводится. Все должностные лица говорят, что действительно нужно наводить порядок. И это говорится уже 10 лет. Происходит настолько незначительное продвижение, что я бы не говорил о нем. Действительно существуют только какие-то попытки что-то сделать. Но чтобы что-то можно было конкретно пощупать руками, такого еще нет.

Можно ли ожидать продвижения в следующем году? Поскольку я занимаюсь этим вопросом 15 лет, то если за 10 лет ничего не пытались сделать, то за три месяца ничего не будет решено. Это я точно знаю и гарантирую.

Украина действительно может прибегнуть к таким шагам, как изменение упрощенного режима для российских кораблей. Что касается прорыва, то процесс будет длительным. Но могу сказать одно: то, что было жизненно важно для России, для ЧФ - в первую очередь, было выполнено. А все, что касается вопросов осуществления контроля со стороны Украины, чтобы все было приведено в рамки действующего законодательства Украины, то эти вопросы как раз не решаются.

Украина действительно может выставить России большой счет за пользование объектами в Крыму. Если существуют мировые цены, то они должны быть на все. Дело в том, что в соглашениях по ЧФ просто написана цифра погашения долгов из расчета, что долг Украины будет погашен за 20 лет. А там никакой арендной платы вообще не существует.

N189, четвер, 2 листопада 2006