Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Китай и Африка

В эти выходные в Пекине решается судьба континента

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Завтра китайское правительство примет в Пекине делегации 48 африканских стран; это дипломатическое мероприятие имеет важное значение. У гостей есть немало причин спешить в китайскую столицу - но дело здесь не в стремлении 'порвать оковы империалистического гнета', что бы ни думал на этот счет Роберт Мугабе, или приобщиться к экономическим идеям Председателя Мао, как бы ни хотелось хозяевам попотчевать собравшихся цитатами из 'великого кормчего'.

Завтра китайское правительство примет в Пекине делегации 48 африканских стран; это дипломатическое мероприятие имеет важное значение. У гостей есть немало причин спешить в китайскую столицу - но дело здесь не в стремлении 'порвать оковы империалистического гнета', что бы ни думал на этот счет Роберт Мугабе, или приобщиться к экономическим идеям Председателя Мао, как бы ни хотелось хозяевам попотчевать собравшихся цитатами из 'великого кормчего'. Лидеры африканских государств съезжаются в Пекин, чтобы добиться наиболее выгодных условий от важного торгового партнера, обеспечивающего экономический бум, дающий континенту шанс преодолеть хроническую унизительную нищету.

За последнее десятилетие товарооборот между Китаем и Африкой возрос с 5 до 40 миллиардов долларов в год. Основу африканского экспорта в Китай составляют нефть и другое сырье, и торговый баланс слегка смещен в пользу Черного континента. Ни одна страна не может сравниться с Китаем по темпам увеличения товарооборота с Африкой; это позволяет государствам континента с наиболее диверсифицированной экономикой поддерживать темпы роста на уровне 3-5%.

Нынешняя торговая 'ось' не имеет ничего общего с пустопорожними соглашениями, которые Пекин заключал с африканскими партерами по 'движению неприсоединения' в годы Холодной войны. Сегодня Китаю нужны клиенты, а не страны-сателлиты. Однако его отношения с африканскими странами по-прежнему вызывают вопросы. Льготные китайские займы слабым и коррумпированным режимам на континенте, предоставляемые вне рамок с трудом согласованных 'принципов Экватора' [документ, принятый в 2003 г. 10 крупнейшими банками мира в сотрудничестве с Всемирным банком, содержащий ряд условий предоставления кредитов - прим. перев.], обеспечивающих ответственное кредитование, могут помешать этим государствам выбраться из долговой ямы. Финансовая поддержка 'изгоев' вроде режима Мугабе или Омара аль-Башира в Судане косвенно поощряет их репрессивный внутриполитический курс. А плохо продуманные и реализованные строительные проекты чреваты необратимыми экологическими последствиями.

Подобная критика вполне обоснована, однако в устах Запада она приобретает оттенок лицемерия. Нынешняя борьба Китая за африканские энергоносители и другое сырье выглядит довольно безобидной по сравнению с борьбой европейских держав за африканские территории полтораста лет назад. Что же касается опрометчивости Пекина при раздаче кредитов, то он весьма напоминает 'азартные игры' западных банков и правительств в послевоенные годы. Однако сегодня Пекин рискует повторить ошибки Запада, а также Японии, которая в 1980-е гг. резко повысила объемы зарубежной помощи и инвестиций, не внеся соответствующих поправок в свой внешнеполитический курс.

Судя по заявлениям Пекина, он понимает, что растущее влияние в Африке накладывает на него и немалую ответственность. В эти выходные его задача будет заключаться в разработке политических рамок, позволяющих инвесторам эксплуатировать сырьевые ресурсы континента, но не его жителей. Задача африканских представителей - поучаствовать в разработке условий товарообмена, а не просто соглашаться с тем, что им предложат. Природные богатства Африки и ее рынки сбыта, открытые для китайских товаров, создают предпосылки для 'суперсделки' между Пекином и континентом; Европа ничего подобного предложить не способна. Но от этого сотрудничества не должны страдать бедные и обездоленные. У Пекина есть шанс стать законодателем стандартов, которые станут для него предметом национальной гордости и принесут немалые внешнеполитические преимущества. Конфуций вряд ли одобрил бы инвестиционную стратегию, построенную только на погоне за наживой без учета нравственных ценностей.

____________________________________________________________

Пекин участвует в состязании, приз которого - Африка ("The Guardian", Великобритания)

Мир глазами Китая ("The New York Times", США)