Это похоже на эпизод из фантастического триллера 'Особое мнение' (Minority Report) с Томом Крузом: подросток входит в магазин звукозаписей и сканер, спрятанный в двери, моментально считывает информацию с электронных дачников, спрятанных в его одежде. Он фиксирует фирму-изготовителя, магазин, где вещь была куплена, направляет сведения в базу данных, и та выдает ответ - что за люди обычно покупают одежду этой марки, и какие еще товары могут их заинтересовать. Секунда - и реклама этих товаров появляется на экранах, расположенных на уровне глаз, чтобы посетитель уж точно обратил внимание.
Но если в 'Особом мнении' мы видим воображаемый мир 2054 г., изображенный знаменитым фантастом Филипом Диком (Philip K. Dick), то картины вроде той, что мы описали, по словам специалистов, станут в Британии повседневной реальностью уже через 10 лет. Ричард Томас (Richard Thomas), контролер, назначенной правительством для защиты частной жизни граждан, недвусмысленно предупреждает: Британия уже превращается 'в общество тотальной слежки, которая окружает нас со всех сторон'.
Уполномоченный по информационным вопросам утверждает, что уже сегодня новые технологии широко используются для наблюдения и фиксации повседневной деятельности и передвижений британцев - когда они работают, отдыхают, развлекаются. Он также предостерегают, что в будущем эта 'всепроникающая' слежка скорее всего только усилится.
Приведенный нами пример узконаправленной рекламы - уже знакомый посетителям интернет-магазинов Amazon и iTunes - иллюстрирует возможности коммерческого использования технологий слежения. Однако в объемистом докладе Томаса (в нем 135 страниц) говорится и о других, не столь безобидных способах их применения.
Вот еще картинка из будущего: когда человек выезжает за ворота своего жилого комплекса, специальный прибор регистрирует точное время отъезда, количество пассажиров в машине и их личности. Для борьбы с пробками в стране введена плата за пользование автомобилем, и с банковского счета водителя автоматически снимается взнос за каждую милю, что он проехал. Его путь отслеживают тысячи скрытых телекамер, замкнутых в единую сеть - их контролируют частные компании и государство. В небе крейсируют беспилотные самолеты, передающие отснятые кадры в полицию.
Г-на Томаса беспокоит проблема: многие люди не осознают, что за ними следят, поскольку наблюдение зачастую осуществляется скрытно. Он поручил экспертам подготовить прогноз о том, как информационные технологии будут использоваться для наблюдения за людьми в 2016 г. Уполномоченный стремится провоцировать дискуссию о том, готовы ли граждане согласиться со столь плотным контролем.
На планируемой конференции в Лондоне он намерен заявить: 'Два года назад я предупреждал, что мы, подобно лунатикам, можем, сами того не сознавая, 'добрести' до общества тотальной слежки. Сегодня, боюсь, наступил момент пробуждения - и мы видим, что оно уже окружает нас со всех сторон. Наблюдение может обусловливаться лучшими намерениями, и приносить пользу. Оно может быть необходимо и даже желательно - например, для борьбы с терроризмом и серьезными преступлениями, для обеспечения прав граждан и доступа к общественным и частным услугам, а также в медицинских целях. Однако скрытное, неподконтрольное или чрезмерное наблюдение способно создать атмосферу всеобщей подозрительности и подорвать доверие между людьми'.
В докладе рабочей группы исследовательского центра Surveillance Studies приводятся 'весьма осторожные' прогнозы относительно того, с чем мы столкнемся к 2016 г. Авторы полагают, что работникам придется проходить различные биометрические и психологические тесты на состояние здоровья. Отказ от прохождения теста будет рассматриваться как свидетельство наличия какого-то заболевания, и таких людей не будут принимать на работу.
По мнению экспертов, в школах будут введена безналичная карточная система, позволяющая родителям оплачивать питание учеников. Поначалу муниципальные власти будут использовать эту информацию, чтобы убедиться, что дети едят здоровую пищу, но со временем с помощью карточки можно будет выяснить и многое другое - экзаменационные оценки учеников, их род занятий после окончания школы, результаты проверок на наркотики и данные о пользовании Интернетом.
Кроме того, согласно их прогнозу, пожилые люди окажутся в большей изоляции - вместо того, чтобы видеться с ними, родственники будут отслеживать их состояние с помощью камер и сенсоров. Некоторым старикам будут вживляться электронные чипы, чтобы соцработники и родные могли всегда знать, где они находятся.
Доктор Дэвид Мураками Вуд (David Murakami Wood), возглавлявший исследовательскую группу, отмечает: 'Практика слежения - не коварный заговор неких злых сил, стремящихся контролировать граждан. Однако общество тотального наблюдения уже формируется, а мы этого практически не замечаем'.
Делая акцент на полезном применении систем наблюдения, доктор Вуд тем не менее предостерегает: 'Это может создать для людей реальные проблемы, связанные с социальным отчуждением, дискриминацией, и негативным воздействием на жизненные перспективы. К сожалению, превалирующие в 21 веке формы расширения слежки сегодня приводят к ситуации, в которой классовые, расовые, гендерные, географические и межгосударственные различия усугубляются и формализуются'.