Потепление в отношениях между Грузией и Россией пока не наступило. Таким был итог переговоров в Москве глав внешнеполитических ведомств обеих стран Сергея Лаврова и Гела Бежуашвили. Прогрессом можно назвать то, что это была первая встреча на высоком уровне после того, как с конца сентября ухудшение российско-грузинских отношений достигло своего пика за последние годы. Примечательно и то, что российский и грузинский министры встретились в рамках заседания Совета министров иностранных дел организации Черноморского экономического сотрудничества.
Сами министры сдержанно комментировали эту встречу. 'Встреча была полезной', - сообщил Бежуашвили по итогам переговоров. По его словам, в ходе полуторачасовой беседы стороны обсудили 'все болезненные вопросы' двусторонних отношений. 'Сложная была беседа, но хочу сказать и выразить надежду, что российская сторона поняла и мы дали им понять то, что у нас наболело в двусторонних отношениях, и не только у нас. Те методы, которыми мы противостоим друг другу, не приемлемы', - заявил Бежуашвили в своих кратких комментариях грузинским журналистам.
А отвечая на вопрос, можно ли считать эту встречу потеплением в российско-грузинских отношениях, он ответил, что 'любую встречу можно считать потеплением в отношениях'. Грузинский министр также выразил надежду на то, что стороны смогут повернуть ситуацию в нормальное русло.
На это его российский коллега ответил кратко: 'Посмотрим'. По сообщениям СМИ, в ходе переговоров Лавров разъяснил Бежуашвили условия России по нормализации отношений с Грузией. 'С российской стороны в очередной раз было подробно разъяснено, на каких условиях российско-грузинские отношения могли бы вернуться в нормальное русло', - говорится в информационном сообщении МИДа России, но условия не конкретизируются.
Однако накануне этой встречи позицию России по 'разруливанию' конфликта разъяснил секретарь совета безопасности России Игорь Иванов. Он заявил, что трения в двусторонних отношениях возникли в 'результате политики грузинского руководства'. Комментируя визит Бежуашвили в Москву, Иванов сказал, что такого рода взаимодействие не может разрешить существующих проблем. По словам Иванова, улучшению отношения между Россией и Грузией могли бы способствовать вывод грузинских 'войск' из верхней части Кодорского ущелья, небольшой, подконтрольной Грузии, территории в отколовшемся грузинском регионе Абхазии, и заключение соглашений о мирном урегулировании споров между Тбилиси и сепаратистскими властями Южной Осетии и Абхазии.
Накануне встречи с российским министром, Бежуашвили в интервью британской ВВС рассказал о своем видении приведения российско-грузинских отношений в нормальное русло. Грузинский министр заявил, что хотел бы видеть Россию партнером и лидером на постсоветском пространстве. В то же время, он не хотел бы, чтобы Москва продолжала политику давления на своих соседей. Министр заявил, что ставит своей целью возобновление диалога, и что приоритетом для него является отмена введенных Москвой против Грузии экономических санкций. Он призвал Россию отказаться от тактики угроз и запугивания и заверил, что прозападный курс властей Грузии вовсе не означает его антироссийской направленности.
'Какую Грузию вы бы хотели видеть возле своих границ? С моей точки зрения, Россия должна хотеть видеть единую, сильную, демократическую, прозрачную и предсказуемую Грузию', - сказал он. 'Это пошло бы на пользу России, если у нее будет именно такой сосед, а не слабая, разобщенная страна, являющаяся источником разнообразных проблем', - добавил он. При этом Бежуашвили заявил, что если в намерения России входит раздробление Грузии, он не видит возможности создания партнерства между двумя странами.
Многие эксперты, еще до встречи министров иностранных дел Грузии и России, прогнозировали, что в ближайшее время не следует ожидать прорыва в двусторонних отношениях. Сигналом для этого стало распространенное российскими информагентствами сообщение со ссылкой на Кремль, что президент Владимир Путин отказался от встречи с министром иностранных дел Грузии во время пребывания Бежуашвили в Москве. Как известно, вся политика в России делается Кремлем и его хозяином. Поэтому понятно желание Грузии, чтобы встретились президенты Грузии и России. Грузинская сторона возлагает надежды, что такая встреча на высшем уровне состоится 28 ноября во время саммита СНГ в Минске.
Тем временем, очевидно пытаясь добиться от Грузии большей уступчивости, Россия пустила в ход еще один козырь - энергетический. На следующий день после переговоров глав внешнеполитических ведомств двух стран, российский монополист ОАО 'Газпром' объявил о намерении поднять цену на газ для Грузии в 2007 году до $230 за тыс. кубометров со $110 за тыс. кубометров в 2006 году. Поскольку ожидаемые поставки газа в Грузию должны составить два млрд. кубометров, то Тбилиси придется в следующем году выложить за голубое топливо $460 млн.
Впрочем, насколько эффективным окажется последний, прогнозированный ход России, станет ясно в ближайшее время. Пока реакции Грузии на российское газовое предложение не было.
N190, п'ятниця, 3 листопада 2006