Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Все те же демоны

Хаос - хроническая болезнь Ирака

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Постоянные столкновения между шиитами и суннитами, истребление ассирийцев, которое Багдад встречает ликованием, словно национальный праздник. Детей расстреливают с самолетов. Вспыхивают межплеменные войны, уничтожаются целые кланы. Писатель-суннит оскорбляет шиитов; в ответ те устраивают беспорядки, убивают студентов и полицейских. Толпа убивает на улице бывшего премьер-министра; торжествующие мстители раз за разом давят его тело машинами, пока оно не превращается в кровавое месиво

Наши политические лидеры в очередной раз планируют фундаментальные изменения в нашей политике по отношению к Ираку; надеюсь, за этими заботами у них найдется время прочесть статью Эли Кедури (Elie Kedourie) 'Королевство Ирак: ретроспективный взгляд' (''The Kingdom of Iraq: A Retrospect''). Кедури - еврей, родившийся в Багдаде - опубликовал эту работу еще в 1970 г. Она посвящена истории режима, созданного в Ираке при помощи британцев более 80 лет назад, но события, которые описывает автор, лишь подтверждают истину, которая сегодня очевидна как никогда: хаос - хроническая болезнь этой страны. Сегодняшний кризис начался не три года назад. Сейчас мы наблюдаем его обострение, но сам кризис носит перманентный характер. Эта страна - настоящая бомба замедленного действия. 'У королевства Ирак недолгая история, но в ней хватает крови, измен и грабежей', - отмечает Кедури. В его изложении эта история - бесконечная череда ужасов, напоминающих описанный Гиббоном упадок Римской империи. Он пишет о постоянных столкновениях между шиитами и суннитами, истреблении ассирийцев, которое Багдад встречает ликованием, словно национальный праздник. Детей расстреливают с самолетов. Вспыхивают межплеменные войны, уничтожаются целые кланы. Писатель-суннит оскорбляет шиитов; в ответ те устраивают беспорядки, убивают студентов и полицейских. Толпа убивает на улице бывшего премьер-министра; торжествующие мстители раз за разом давят его тело машинами, пока оно не превращается в кровавое месиво.

Кедури описывает страну 'раздираемую на части выросшими как из-под земли деструктивными группировками, потрясенную войной и ее последствиями'. 'Крушение старого порядка вызвало гигантскую волну алчности и пробудило дремлющую взаимную ненависть', - отмечает он. В 1927 г. британский офицер спросил одного из племенных вождей: 'У вас теперь есть правительство, конституция, парламент, министры, чиновники - чего ж вам еще не хватает?' Тот ответил: 'Да, но все они говорят с чужеземным акцентом'. Британцы пытались создать в Ираке ответственные органы самоуправления, но тщетно. 'Политические амбиции шиитского религиозного руководства неизменно связаны с гегемонией теократии, - докладывал в 1923 г. один британский чиновник. - Нет никаких мотивов, которые помешали бы ему жертвовать интересами Ирака в пользу своих собственных'.

В какой-то момент британский Верховный комиссар сэр Генри Доббс (Henry Dobbs), внес предложение: если Британия пригрозит вывести свои войска, иракцы, возможно, станут вести себя более ответственно. Ничего не вышло: иракцы поняли, что англичане просто блефуют. Они пришли к выводу, что дружба с британцами им невыгодна, и пропускали мимо ушей любые их советы. Ирак его юности, заключает Кедури, 'был иллюзорным королевством, построенным на ложных притязаниях'. Он цитирует отчет, составленный британскими чиновниками в 1936 г.: там отмечается, что иракское государство никогда не превратится в механизм, основанный на законе и беспристрастном отношении ко всем гражданам - его движущей силой останутся племенной фаворитизм и личные связи. У страны, отмечает он, есть лишь две альтернативы: 'Либо она погрузится в полный хаос, либо все ее жители превратятся в заложников всемогущего, но капризного и нестабильного правительства'. Третьего не дано.

Сегодня ситуация в Ираке намного хуже. Наиболее убедительные данные говорят даже не столько о гражданской войне, сколько о полной дезинтеграции общества. Нынешний кризис спровоцировали ошибки американцев, но его усугубляют все те же старые демоны, одолевающие страну: алчность, жажда крови и нежелание идти на компромисс ради общего блага даже перед лицом самоуничтожения. Главная проблема состоит все в том же, о чем говорил Кедури несколько десятков лет назад. Иракская государственность балансирует на грани несостоятельности. Возможно, компетентные оккупационные власти помогли бы удержать страну от распада, но сегодня иракская национальная идентичность представляет собой лишь смертельно опасный самообман.

Распад страны будет проходить крайне болезненно, поэтому после выборов, пожалуй, стоит сделать последнюю попытку сохранить ее единство. Необходимо отправить в отставку Дональда Рамсфелда (Donald Rumsfeld), чтобы продемонстрировать - с прежним курсом покончено. Следует изменить процедуру ротации войск, чтобы увеличить на 30000 человек количество солдат, обеспечивающих порядок в Багдаде. Но если все это не поможет, если иракские министерства останутся неработоспособными, если государственные институты и дальше будут лишь декорацией для фракционных интересов, придется смириться с реальностью. Придется фактически покончить с единым иракским государством - неважно, сохранится 'фиговый листок' в виде центрального правительства, или нет. Придется осуществить радикальную передачу власти единственным дееспособным социальным структурам - кланам, племенам и религиозным общинам. В ходе этого процесса мощное американское военное присутствие будет необходимо как никогда - только оно сможет удержать соседние державы от вмешательства и не допустить масштабного кровопролития. Цели тоже останутся неизменными: сформировать цивилизованные демократические сообщества, отвергающие экстремизм и террор. Однако рамки их осуществления, возможно, придется изменить. Война в Ираке была попыткой покончить с ужасами его истории, сохранив при этом единство страны - но история оказалась сильнее. И пришло время привести наши планы в соответствие с ее реалиями.