Это все равно как если бы нигерийская компания попыталась по дешевке купить Deutsche Telekom, или как если бы первые 400 фирм Сьерра-Леоне увеличивали бы свой оборот на 33% в год, оказавшись, в конце концов, на первых позициях в мировой экономике. Именно такое впечатление производит предательская - и не во всем корректная - параллель между 'хорошей' и 'плохой' Россией, Россией, идущей вперед, и той, что остается укорененной в прошлом, которое никак не исчезнет.
Однако эта параллель неизбежна сегодня, когда вносится ясность во все детали попытки российского конгломерата 'Система' приобрести значительный пакет акций Deutsche Telekom, когда приходится сталкиваться с первыми четырьмя сотнями компаний страны, с треском рвущимися вперед, и когда появляются официальные данные о российской коррупции - феномене, который позволил Transparency International поместить в своем рейтинге Москву, наряду с Нигером и Сьерра-Леоне, даже ниже Афганистана и Уганды. Отчет исследовательско-консалтингового фонда 'Индем' сообщает, что у российского бизнеса на взятки уходит 7% оборота, а общий объем выплат увеличился за последние пять лет в девять раз. Парадоксальным образом эта страна умудряется сочетать в себе характеристики первого и третьего мира.
***
На взятки идет 7% от годового объема продаж
Язва коррупции обходится российскому бизнесу в 7% от годового товарооборота, причем за пять лет суммы, выплаченные на взятки, выросли более чем в девять раз. Россия - одна из самых коррумпированных стран мира, и потребуется большой срок, а также большая целеустремленность, проявленная кремлевской верхушкой, чтобы победить это явление, пропитавшее собой все общество. Согласно отчету, представленному вчера в Москве Центром прикладных политических исследований "ИНДЕМ" Георгия Сатарова (бывшего советника Ельцина, чье имя в последнее время называется среди возможных кандидатов на роль лидера демократической оппозиции), 'в прошлом году российские компании выплатили государственным служащим взяток не менее чем на 39 миллионов рублей, однако лишь 3600 случаев вымогательства - иначе говоря, 0,009% от их общего числа, - дошли до суда и следствия'. И всего лишь чуть более 500 коррумпированных бюрократов были осуждены на срок в исправительно-трудовых лагерях. Иначе говоря, всего лишь один из 100 тысяч замешанных в незаконных действиях чиновников может опасаться поимки и суда, а шансов оказаться за решеткой у него всего лишь 0,0013%. 'Именно по этой причине, - объясняет Сатаров, - парламент периодически объявляет амнистии преступникам, осужденным за коррупцию'.
С таким выводом соглашаются эксперты Всемирного банка, согласно которым в общей сложности взятки, выплачиваемые ежегодно, превышают 1% от общего российского ВВП. Коррупция замедляет экономический рост и повышает приток капиталов в спекулятивных целях: 'Правила игры меняются изо дня в день, экономическая ситуация становится все менее и менее предсказуемой. Для того чтобы избежать слишком сильных рисков, компании вынуждены сосредотачиваться на стратегиях, рассчитанных на очень короткие сроки, что, в свою очередь, не может не сказываться отрицательно на общем экономическом положении в стране', - объявил Сатаров, который утверждает, что предприниматель оказывается вынужден давать взятки не меньше двух раз в год.
В наибольшей степени коррупцией поражены сферы недвижимости, покупки и продажи земельных участков, строительство. Речь может идти как о коррупции на микроскопическом уровне (типичный пример - 500 рублей, которые всовываются сотруднику дорожной инспекции за превышение скорости), так и о набитых долларами чемоданах, которые циркулируют по министерским коридорам. Это реальная угроза безопасности российского государства. 'Предприниматели, - продолжает Сатаров, - не доверяют силам правопорядка и способности государства защитить их интересы'.