Разбогатевшие благодаря глобальному росту спроса на товары широкого потребления новоявленные миллионеры из России, Китая и с Ближнего Востока становятся основной покупательной силой на рынке искусств.
Когда во вторник начнут свою работу ставшие флагманом отрасли нью-йоркские аукционы, иностранные покупатели вполне могут добавить драматизма в ход торгов, и наверняка поднимут уровень продаж на рекордно высокую отметку. Главные аукционные дома - Christie's International, Sotheby's Holdings и Phillips de Pury & Co. ожидают, что совокупная сумма их продаж за две недели аукционов впервые в истории превысит уровень в 1 миллиард долларов и, вполне возможно, составит 1,1 миллиарда. В прошлом году осенние продажи принесли компаниям 764 миллиона долларов.
В попытке привлечь новых состоятельных покупателей аукционные дома активизируют свою маркетинговую кампанию во всем мире. После того, как композитор Эндрю Ллойд Уэббер (Andrew Lloyd Webber) передал из своей частной коллекции в дом Christie's "Портрет Анхеля де Сото" кисти Пикассо, хозяин аукционного дома попросил создателя мюзикла "Кошки" отправиться в Москву на встречу с местными репортерами и коллекционерами. (Эта картина, купленная 11 лет назад за 29 миллионов долларов, может быть продана за 60 миллионов, и доходы от ее продажи пойдут на благотворительность.)
Sotheby's отпечатал брошюру, в которой на русском языке представлены все основные предложения этого аукционного дома на осень. Дом поместил свою рекламу в московской деловой газете "Коммерсант". Он также привлек экспертов по русской живописи к рекламе своего товара. Русскоговорящие специалисты будут помогать оформлять заявки по телефону. Кроме того, когда несколько недель назад Sotheby's проводил кругосветную выездную презентацию своих главных лотов, аукционный дом объехал стороной Цюрих, бывший местом его постоянных остановок, и направился вместо этого в Гонконг, Токио и Лондон.
"Безграничные доходы"
"Эти новички меняют всю структуру рынка, - говорит торговец произведениями искусства из нью-йоркской галереи PaceWildenstein Сьюзан Данн (Susan Dunne), - у них безграничные доходы, и деньги в погоне за художественными трофеями для них не препятствие. Поэтому аукционеры торопятся ковать железо, пока горячо".
Хозяева аукционов уже постарались существенно повысить свою привлекательность для иностранных клиентов, организовав отдельные аукционы для русского, индийского, а недавно и для современного китайского искусства. Общая задумка заключается в том, чтобы поймать коллекционеров на крючок, забросив им наживку в виде произведений искусства из их собственного культурного наследия, а затем расширить их покупательский вкус предложениями других, порой гораздо более дорогих шедевров.
Восточные европейцы являются признанными покупателями таких мастеров, как Марк Шагал, но аукционеры сейчас стараются напомнить своим клиентам, что известные русские коллекционеры, такие как Сергей Щукин, когда-то покупали в больших количествах Матисса и Пикассо. Конечно, в советскую эпоху границы для ввоза произведений искусства были закрыты. А сегодня эти границы, да и кошельки коллекционеров, вновь широко распахнулись.
Элемент драматизма
Их присутствие и покупательная способность также вносят элемент драматизма в нью-йоркские аукционы. После весенних продаж в Нью-Йорке все на протяжении нескольких месяцев говорили о все еще неизвестном покупателе картины Пикассо "Дора Маар с кошкой", которая ушла за 95 миллионов долларов. Мир искусства решил, что покупателем был русский, хотя это и не доказано.
С приходом новых денег целый ряд давних американских коллекционеров превратился в продавцов. Опытные коллекционеры произведений искусства 20-го века, включая Дэвида Геффена (David Geffen), в частном порядке реализуют некоторые свои экспонаты через дилеров. За прошедшие два месяца Геффен продал по одной работе де Кунинга (de Kooning), Джаспера Джонса (Jasper Johns) и Поллока (Pollock), выручив на этом 285 миллионов долларов. Другие коллекционеры, такие как Майкл Овиц (Michael Ovitz), передают на осенний аукцион менее ценные произведения из своих коллекций.
"Это превращается в бешеную гонку, и есть масса свидетельств того, что аппетит на искусство во всем мире огромен", - говорит Дэвид Норман (David Norman), сопредседатель отдела импрессионизма и модерна Sotheby's.
Аукционеры также из кожи вон лезут, чтобы удовлетворить часто меняющиеся пожелания своих заказчиков. Нью-йоркские коллекционеры на этих аукционах все еще шумно гоняются за работами ультрасовременных художников, и готовы существенно переплачивать за произведения новых любимцев, таких как Лайза Юскавадж (Lisa Yuskavage), Сесили Браун (Cecily Brown) и Барнаби Фурнас (Barnaby Furnas). Однако зарубежные нувориши предпочитают испытанных первоклассных мастеров, в связи с чем этой осенью Sotheby's и Christie's расширяют круг своих предложений классики, включая Сезанна, Моне, Гогена и Климта. Но наблюдатели по-прежнему задаются вопросом о том, будут ли и дальше с огромной скоростью расти цены на произведения живописи.
Аукционному дому Sotheby' этой осенью приходится активнее заниматься рекламой, потому что в его предложениях из области импрессионизма и модерна практически нет блокбастеров. Господин Норман говорит, что у него к продаже готово большое количество картин экспрессионистов. Однако, чтобы добавить пасторальной эффектности, аукционер также включил в каталог продаж несколько произведений из предстоящего аукциона картин 19-го века, в том числе, изображение женщины в белом кисти Хоакина Соролла-и-Бастида (Joaquín Sorolla y Bastida). Главный лот Sotheby's - это натюрморт Сезанна с дынями, который предлагается за 35 миллионов долларов.
С другой стороны, у Christie's есть целый ряд шедевров импрессионизма и модерна, включая принадлежащий Ллойду Уэбберу мрачный портрет кисти Пикассо, на котором изображен друг художника. Аукционный дом также продает искрящуюся картину Эрнста Людвига Кирхнера (Ernst Ludwig Kirchner) под названием "Уличная сценка в Берлине", которая оценена в 24 миллиона долларов; редкую картину Гогена, написанную на Таити, за которую просят 45 миллионов; а также несколько недавно возвращенных законным владельцам картин Густава Климта (Gustav Klimt), общая стоимость которых составляет 93 миллиона долларов.
Гай Беннет (Guy Bennett), возглавляющий художественный отдел импрессионизма и современной живописи, говорит, что Christie's просто использует свои выгодные связи с продавцами со всего мира. Но, по меньшей мере, частью своих доходов аукционный дом обязан недавнему судебному разбирательству. Семь ведущих лотов Christie's стали результатом возвращения произведений их законным владельцам. А те полотна, которые были конфискованы нацистами у коллекционеров-евреев, суды посчитали украденными, и приняли решение о их возвращении наследникам таких коллекционеров. Эксперты Christie's по возврату картин пристально следят за ходом таких дел, говорит Беннет. Пять из этих работ также имеют гарантию, по которой весь риск берет на себя продавец. (Аукционные дома обычно берут на себя обязательство заплатить передающему им картину владельцу определенную цену, а взамен получают право на гораздо больший процент комиссионных за продажу произведения по цене выше обещанной хозяину. Иногда эта цифра достигает 40%.)
Получение права на продажу таких выигрышных картин обходится отнюдь не дешево. Оба аукционных дома заплатили довольно круглые суммы из собственных карманов, чтобы получить эти права. Sotheby's подписал гарантии на 48 лотов, выставляемых между двумя вечерними продажами, поставив на карту как минимум 40 миллионов долларов собственных денег только на продаже произведений современного искусства. Christie's дал гарантии на 43 лота, выставляемых на вечерних продажах, на сумму не менее 150 миллионов долларов. Значительная часть этой суммы - гарантия по четырем картинам Климта.
Не означает ли это, что будущие продажи послевоенных и современных произведений будут пользоваться меньшей популярностью? Вряд ли. Аукционные дома предлагают целые штабеля картин Энди Уорхола (Andy Warhol). Sotheby's надеется продать на 199 миллионов долларов произведений современных художников, в том числе, вызывающий головокружение портрет полулежащей обнаженной женщины кисти Фрэнсиса Бейкона (Francis Bacon) (оцениваемый в 12 миллионов долларов), и несколько бурных абстракций Виллема де Кунинга. У Christie's тоже есть шесть работ де Кунинга. В целом, его выручка от продаж современных произведений может достичь 279 миллионов долларов.