Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Центральная Европа может излечиться от экономических недугов

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Политические недуги Центральной Европы в последнее время у всех на слуху. Правительства стран региона слабы. В них поднимается волна популизма и национализма. При этом в экономике центральноевропейских государств дела, напротив, идут совсем неплохо

Политические недуги Центральной Европы в последнее время у всех на слуху. Правительства стран региона слабы. В них поднимается волна популизма и национализма. При этом в экономике центральноевропейских государств дела, напротив, идут совсем неплохо.

Однако экономические показатели стран региона выглядят впечатляюще лишь по меркам Евросоюза. В 2000-2005 г. экономический рост в Польше, Чешской Республике, Словакии и Венгрии составил в среднем 4% в год, а в 15 республиках бывшего СССР - 8%. Даже в нынешнем, весьма удачном году рост в Центральной Европе, по прогнозам, достигнет 5%, а в странах бывшего СССР - 9% (лидируют в этом регионе Армения, Азербайджан и Казахстан).

По уровню благосостояния страны региона по-прежнему вдвое уступают западноевропейским государствам, и чтобы сравняться с ними, темпы роста в Центральной Европе должны быть в два с лишним раза выше нынешних. Неспособность 'догнать' западноевропейцев порождает ощущение собственной перманентной отсталости. В Польше сохраняется высокая безработица - на уровне 15%. В странах региона наблюдается резкий рост бюджетного дефицита: в Венгрии он достиг 10% от ВВП. Помимо Словакии, ни в одном из центральноевропейских государств за последние пять лет не проводилось серьезных реформ.

Эти недуги проявились со всей наглядностью в процессе вступления центральноевропейских государств в ЕС. В докладе, опубликованном еще в 1996 г., Джеффри Сакс (Jeffrey Sachs) и Эндрю Уорнер (Andrew Warner) предупреждали, что этим странам никогда не догнать Западную Европу, если они не снизят налоги, не сократят чрезмерные социальные выплаты и не проведут дерегулирование рынка труда. Сегодня, десять лет спустя, их государственные расходы по-прежнему составляют 46% от ВВП, что эквивалентно среднему показателю по ЕС.

Официально ЕС не вынуждает центральноевропейцев поддерживать государственные расходы на высоком уровне, однако его Социальная хартия и политический курс ориентируют их именно в этом направлении. Первоначально процесс вступления в Евросоюз способствовал дерегулированию экономики посткоммунистических государств, однако на его последнем этапе превалировали антилиберальные шаги, вроде присоединения к еэсовской Единой сельскохозяйственной политике.

Став членами Союза, центральноевропейские страны начали вести себя подобно Греции в 1981-1996 гг., при премьер-министре Андреасе Папандреу (Andreas Papandreou). Тогда Греция сводила бюджет со значительным дефицитом, опиралась на еэсовские субсидии и не проводила масштабных реформ. Результатом был слабый экономический рост. Что же касается 'благочестивых' попреков из Брюсселя, то они не слишком влияют на ситуацию, поскольку поток субсидий при этом не иссякает.

Опережающие темпы роста в странах бывшего СССР на две трети обеспечиваются более низким уровнем государственных расходов: единственным другим существенным фактором являются высокие цены на нефть. Постсоветские государства входят в состав 'дуги динамичного роста', протянувшейся от Китая и Индии до Прибалтики; они взяли на вооружение восточноазиатскую экономическую модель, которую, в отличие от европейской, отличают низкие налоги, ограниченные социальные трансферты и свободный рынок труда.

До 1998 действовало сочетание позитивных факторов - приватизации, либерализации, макроэкономической стабилизации, демократизации, совершенствования управленческих механизмов и экономического роста. Циники даже утверждали: чем ближе страна находится к Брюсселю, тем лучше идут ее дела. Сегодня все изменилось - чем дальше страна от Брюсселя, тем динамичнее развивается ее экономика. Переломным моментом стал финансовый кризис 1998 г. в России. Он вынудил постсоветские государства резко сократить государственные расходы и сбалансировать бюджеты. Сегодня на посткоммунистическом пространстве - за исключением Беларуси, Туркменистана и Узбекистана - преобладают частное предпринимательство, свободный рынок и низкая инфляция.

Конечно, прибалтийские государства - Эстония, Латвия и Литва - входят в состав ЕС, и тем не менее демонстрируют высокие показатели: их темпы роста составляют около 8% в год, бюджеты сбалансированы, налоги невысоки и взимаются по единой ставке, а государственные расходы находятся на умеренном уровне. Однако причина позитивного развития событий в этих странах связана не с членством в ЕС, а с еще свежими воспоминаниями о тяжелейших финансовых кризисах и наличием мощной российской угрозы. Им приходится постоянно парировать обвинения в налоговом и зарплатном демпинге со стороны западноевропейских лидеров.

Проблема Центральной Европы заключается не в политической нестабильности. До недавних пор у власти в странах региона находились относительно стабильные, но безответственные правительства, не пытавшиеся всерьез решать усугубляющиеся экономические проблемы. В этом смысле недавние политические потрясения в Центральной Европе можно приветствовать как весьма своевременный сигнал тревоги. Прибалтийские страны лидируют экономическим показателям, хотя правительства там меняются в среднем раз в год.

В 1992 патриарх венгерской экономической науки Янош Корнаи (Janos Kornai) заметил, что центральноевропейские государства поторопились с созданием системы соцобеспечения по западноевропейскому образцу. Их главная дилемма связана с экономикой: с ней сталкиваются все страны ЕС. Союзу в целом и Центральной Европе в частности необходимо придать экономическому развитию большую динамику за счет сокращения налогов и социальных выплат, а также либерализации рынка труда. В качестве возможных рецептов от нынешних недугов можно назвать более мощную налоговую конкуренцию между Востоком и Западом и свободную миграцию трудовых ресурсов в пределах ЕС.

Андерс Аслунд - старший научный сотрудник Института международной экономики им. Петерсона (Peterson Institute for International Economics)